АЛЕКСАНДР ШИЛОВ: ЗАВИДУЯ ДРУГ ДРУГУ, МЫ НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИДЕМ
[i]Презентация дара, состоящего из 27 работ живописи и графики, назначена на 3 сентября. В Московскую государственную картинную галерею народного художника СССР Александра Шилова на Знаменке, 5, придут официальные лица, многочисленные друзья мастера. Столичный бомонд такое событие не пропустит. А 4 сентября новые работы смогут увидеть все посетители галереи. Подробности «ВМ» решила выяснить «из первых рук».[/i][b]- Александр Максович, что стоит за вашим поступком? Что движет постоянным желанием дарить картины городу? [/b]– Когда в 1997 году на основе моего первого дара была создана галерея, я уже знал, что буду регулярно ее пополнять. Сначала здесь было 355 работ, теперь их уже более 750. Движет мной чувство нужности людям. Без него, я считаю, вся работа пошла бы впустую. Выставляя картины, всегда с нетерпением жду зрителя. Мне важно, что говорит народ о моих работах. Как любому творческому человеку – художнику, писателю, композитору – мне нужно знать, достучался ли я до сердец? [b]– Какими картинами надеетесь завоевать сердца на этот раз? [/b]– Надеюсь, посетителей заинтересует «И душа с душою говорит». Это портрет певицы, профессора Московской консерватории Кудрявцевой-Лемешевой, интереснейшего человека. Вера Николаевна поразила меня книгой «Рядом с Лемешевым». Не мог представить, что женщина может с такой любовью писать о своем муже, когда ей уже за 90… [b]– Вы знаете историю их любви?[/b] – Это бессмертное чувство. Они познакомились в Ленинграде. Она пела Татьяну, а он приезжал исполнить партию Ленского, в которой был совершенно неподражаем. Когда великий певец умер, она почти 30 лет, живя одна, разговаривала с его портретом о своих делах. У нее было ощущение, что Сергей Яковлевич ее слушает. Этот портрет я написал в последний год жизни Лемешева, когда только что окончил Суриковский институт. Увидел свою работу на самом видном месте в квартире, куда певица меня пригласила. Этот дом, построенный для артистов Большого театра, – на Тверской.Она согласилась позировать, а когда «Душа с душою…» была написана, подарила галерее и портрет Лемешева 1976 года. Сказала: «Мы везде должны быть вместе». Теперь оба портрета увидят посетители здесь, на Знаменке.[b]– Но портрет мужа был ей очень дорог. Как же она с ним рассталась?[/b] – В этом я вижу красоту поступка истинно интеллигентного человека.[b]– Любите писать артистов? Алла Баянова, Георгий Жженов, Сергей Шакуров…[/b] – Для меня не так важна профессия, главное – душа человека. В Жженове я увидел глубокую человечность знающей жизнь личности, а в Шакурове почувствовал психологизм, который позволил ему войти в образ князя Меншикова. Он сам сказал, что получился не портрет, а настоящая картина. Да, действительно, детали, аксессуары играют здесь большую роль. Очень интересно писать священнослужителей. Их образы выразительны и импозантны. С особыми чувствами работал над портретами замечательных хирургов – профессора-уролога Евгения Мазо и академика Владимира Федорова. Здесь сказалось личное отношение. Они лечили мою мать, благодаря чему мы попрежнему с ней вместе. Искренность чувств необходима автору портретов.[b]– Почему молодых женщин вы изображаете во вневременных нарядах? В таких платьях ходили в XIX веке… В чем здесь секрет? [/b]– Наряды – это своеобразный пьедестал, поднимающий женскую красоту. С той же целью я окружаю нежные образы живописными деталями, подчеркивающими одухотворенность модели. В этих портретах звучит ностальгия по настоящей женщине.[b]– Теперь простолюдины не в моде. А вы написали московского бомжа. На них не заработаешь...[/b]– Такая мода на меня не распространяется. Мое отношение к людям, забытым властью, не меняется. Старики нашу страну на руках вынесли, и мы должны быть им благодарны. Недавно закончил работу «Блокадница Ленинграда Иванова». Настоящая русская женщина! В дни блокады тушила фугасы, сутками работала на швейной фабрике, получая в день 150 граммов хлеба, но выстояла. Вот перед кем мы должны преклоняться и ставить в пример, воспитывая на их подвиге молодежь. Сейчас Екатерине Николаевне 86 лет, но она согласилась приехать из Петербурга… [b]– Как же она позировала в таком возрасте? [/b]– Изумительно! По 4 часа в день. И за неделю мы сделали ее портрет. Она чувствует себя моложе своих лет, энергична и добра, хотя живется ей на пенсию нелегко. 60-летию Победы я посвятил еще одну работу – «Участник Парада Победы полковник Н. А. Горбачев».[b]– Слышала, что вас видят на митингах оппозиции. Может быть, ищете оригинальную натуру? [/b]– Не бываю даже близко. И не потому, что боюсь попасть в поле зрения прессы. Хотя некоторых журналистов стоит опасаться. Они могут любой шаг истолковать, мягко говоря, произвольно.[b]– Вы испытали это на себе?[/b] – И на себе. Когда строили вторую очередь картинной галереи, поднялась шумиха: Шилову дали 150 миллионов долларов из городского бюджета, из карманов москвичей! [b]– А как было на самом деле?[/b] – Ни рубля из горбюджета не было взято. Побывав в галерее, Юрий Михайлович спросил: сколько работ из числа подаренных мной городу выставлены в залах? Узнав, что четвертая часть, мэр заявил: нужно показать все! Начали подбирать инвестора для строительства второй очереди. Новое здание галереи открылось летом прошлого года. За это мы благодарны Лужкову. И проект талантливого архитектора Михаила Посохина все справедливо хвалят. Он гармонирует с домом Пашкова. Люди приходят в новый дом и спрашивают: что здесь было раньше? Теперь у нас есть два больших зала, один из которых мы отдали под графику. Появилась возможность устраивать камерные концерты классической музыки. Они бывают два раза в месяц. В новом сезоне планируем провести творческий вечер Оскара Фельцмана. Итак, инвестор построил удачное здание. А за это ему отдали часть территории, принадлежащей картинной галерее, где он ведет строительство делового центра.[b]– Нападки на вас поутихли?[/b] - Нет, стали еще абсурдней. Кое-кто утверждал, что строится не деловой центр, а третья очередь галереи, что мы заезжаем на территорию Музея изобразительных искусств, застраиваем детскую спортплощадку и прочее. Мы никакого отношения к строительству не имеем и ни одного квадратного метра в бизнес-центре не получим. Какие могут быть претензии? И вообще, все в галерее, от светильников до последнего стула – государственная собственность. Обвинять меня в каких-то захватах – бред! [b]– Зачем же устраивают скандалы? Из зависти? Может быть, вас чаще других награждают? [/b]– Да, меня наградили двумя орденами «За заслуги перед Отечеством», сначала IV, а в этом году – III степени. У меня есть орден Петра Великого I степени и орден Франциска Скорины, высшая награда Белоруссии. Но виноваты, скорее, не награды, а моя приверженность реалистическому искусству. Даже иностранцы удивляются – почему у нас люди так враждебно смотрят на соседей и коллег? Если мы будем топить друг друга, Россия никогда не поднимется с колен.[b]– Вернемся к творчеству.Над чем сейчас работаете? [/b]– Только чтозакончил новый портрет артиста Владимира Анатольевича Федорова.[b]– Вы же совсем недавно писали его, назвав картину «Что жизнь?» [/b]– Прежде изобразил артиста в костюме придворного шута XVIII века, взятом на «Мосфильме», а теперь подобрал для портрета новое лиловое одеяние. Надеюсь на особый живописный эффект. Мой герой очень интересный, тонкий человек. Он работает в Театре Марка Розовского, а недавно Олег Табаков пригласил его участвовать в спектакле «Тартюф». Работая над такими незаурядными характерами, испытываешь вдохновение.