Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Автор

Ариуна Богдан
Каждый его новый фильм – событие. К творчеству этого режиссера можно относиться по-разному: принимать или не принимать, но оставаться равнодушным к его работам нельзя.После выхода в прокат фильма Юрия Грымова «Чужие» (о необыкновенных приключениях обыкновенных американцев на Ближнем Востоке) с ним побеседовал корреспондент «Вечерки».[b]Чужие здесь ходят [/b]– Как появилась идея снять «Чужих»? – Мне очень захотелось сделать современное кино. Я поймал себя на мысли, что в своей жизни видел не так много современных фильмов, актуальных здесь и сейчас. Была «АССА», был «Романс о влюбленных»… Захотелось создать что-то живое, как репортаж, прямой эфир. Тема, которая показалась мне актуальной, – конфликт культур некоего треугольника, в котором существует арабский мир, Америка и Россия. Эту призму можно передвигать по миру куда угодно, но через нее проходит очень много лучей и конфликтов. Америка ухитряется поругать всех со всеми. Многие начинают это понимать.– Так сильно наболело? – Наболело. Я делаю то, что считаю важным для себя. Я всегда отвечаю за то, что делаю. Поэтому выбор любой темы – это, как правило, мои собственные рассуждения.В «Чужих» идет речь об ответственности за свои поступки, о том, что в чужой монастырь со своим уставом не лезут.– А название? Оно ведь ассоциируется с голливудскими фильмами.– Конечно, я понимал, что «Чужие» – это параллель с картинами Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. И эти аналогии я провожу сознательно.В моем фильме начало также связано с космосом. Но у Ридли Скотта наружу рвались монстры (то есть инопланетяне), а в моей картине наружу рвутся внутренние комплексы человека, некие скрытые проблемы.Все-таки современное кино – честное кино. Голливуд 90-х с его выдуманными историями даже там неинтересен.Теперь снимают социальное кино о том, что волнует зрителей. Слова «социальное» бояться не надо, ведь кино Хуциева, Рязанова всегда было социальным.[b]Патриотическая критика[/b] – Когда фильм только начинается, вы даете ремарку «где-то на Востоке». Без какой-либо конкретики. Это намеренное размытие географических границ? – Намеренное. Это все сделано для того, чтобы не было четкой привязки, что это: Ливия, Сирия, Северная Африка.Это могло быть где угодно – в любой точке, где сталкиваются интересы разных государств.– Трудно пришлось? Я знаю, вы снимали в пустыне под Каиром, где специально построили деревню, и в Марокко.– Ну, это же не курорт. Когда речь идет о большом кино, о том, что надо в балансе держать смысловое наполнение и форму, конечно, все трудно.Но это же нормально, это – правила игры.– В вашей картине все переплетается: разные герои, актеры, культуры. На какого зрителя рассчитан фильм? Только ли на российского? – Нет. Я надеюсь, что все будет хорошо и в конце года картина выйдет в прокат в арабских странах, а в начале следующего года, если все сложится, выйдет в Америке. Проект международный, большая его часть снималась на английском языке, у нас дублированная версия. Так что надеюсь, что прокат будет широкий.– Как думаете, в Америке примут? – Я надеюсь на то, что это демократическая страна. К тому же у нас снимались американские актеры, и американские продюсеры видели материал. Они считают себя патриотами Америки, и их согласие сниматься в картине было попыткой сказать: «Нам не нравится то, что происходит в США».Патриотизм – когда ты можешь говорить честно о любых проблемах страны. Ну а что касается антиамериканской темы, то посмотрите последний фильм Коэнов «После прочтения сжечь». Сейчас в обществе есть ощущение того, что Америка переоценила свои возможности, все-таки нельзя себя называть людьми первого эшелона.[b]Американские актеры – это краски[/b] – Из российских актеров в фильме снялись Виктор Бычков и Алексей Полуян, а также несколько молодых ребят (некоторых мы знаем по Студии театрального искусства Сергея Женовача).Как выбирали наших артистов? – Когда я писал сценарий, сразу хотел, чтобы снимался Бычков. Его трагическое и комедийное начало очень редкое. В нем есть все – от трагика до комика. Долго искали исполнителя роли майора и нашли Полуяна. Мне кажется, что он прекрасный актер. Пробовалось очень много артистов, около десяти человек, но лучшим оказался Алексей Полуян.– Расскажите о зарубежных артистах… – Это не топовые актеры, которые играют впервом эшелоне. Нет, это – обычные артисты. Но они очень хорошо играют. Я вообще влюбился в американскую актерскую школу, потому что она в себя включает и принципы Станиславского, и английскую школу. То есть работают они потрясающе, а в России с этим проблемы. Скажу честно, найти хорошего, профессионального артиста очень трудно.– А это правда или миф, что голливудские актеры не всегда позволяют режиссеру собой командовать? – Наоборот, ими всегда можно командовать! Американские актеры – это краски, в которых, например, не шесть цветов, а тридцать два цвета.Они могут смешивать оттенки так, как нужно режиссеру. Для них не существует процесса коллективного творчества, когда все собираются, и вместо того, чтобы исполнять волю режиссера, начинают давать свои советы. В этом плане американские артисты большие помощники. В Америке очень сильный средний уровень. А у нас все или гении, или наоборот. Поэтому в России я стараюсь находить и работать с теми бриллиантиками, которые могут выстроить роль. Вот даже на показах «Чужих» зал ощущает родное тепло, когда на экране появляется Виктор Бычков.[b]Снимать в Европе дешевле [/b]– Вы за национальное кино? – Да. Несмотря на то что фильм «Чужие» международный, я его позиционирую как русский. Он понятен другим, потому что современный. Даже американцы воспринимают «Чужих» как свои фильмы.Но я считаю, что это – русская картина. Ведь хорошее кино понятно многим, но оно хорошее тогда, когда оно национально. Поэтому мы смотрим французские и итальянские фильмы. Именно поэтому в гору идет японское, китайское и корейское кино. Единственное, что должно быть интернационально, – высокие технологии производства фильмов.– То есть важна база? Но ваш фильм озвучивался, например, в Англии… – У нас пока большие проблемы. У нас много чего есть, но очень мало людей, которые могут профессионально всем этим пользоваться. У нас очень сильно завышаются цены на все. Сейчас снимать в Европе, а озвучивать где-нибудь в Америке дешевле. Я считаю, что это неправильно.– По-моему, сейчас почти всех кинематографистов спрашивают: а не отразится ли экономический кризис на их работе? Как обстоят дела в вашей компании «ЮГ»? – Я надеюсь, что в следующем году мы начнем снимать детские фильмы. Хочу снять фильм по Улицкой «Год белого слона». Мы уже отобрали прекрасных актеров: Маша Аронова будет играть Домового, Макс Покровский из рок-группы «Ногу свело» тоже сыграет Домового, и кота Батона будет играть Семчев.Вроде бы пока все нормально, но надо смотреть, что будет происходить. Думаю, что кризисом больше пугают.Да, это тяжелая ситуация, но кинематограф поднимался только в период кризиса и в Америке, и в Италии. Как раз, может быть, уйдет вся пена, вся спесь.[b]Проблема – полюбить себя[/b] – Раньше работала школа Юрия Грымова. Что с ней сейчас? – Школа просуществовала несколько лет, но перед началом работы над «Казусом Кукоцкого» я ее закрыл. Сейчас набор не ведется. Я пока сам не очень хочу заниматься преподавательской деятельностью. Но, возможно, мы восстановим эту мастерскую.– Вы работали в драматическом театре, ставили оперу. Нет желания вернуться в театральную режиссуру? – Я с большим удовольствием что-нибудь поставил бы.Но в опере, например, со временем меняются составы, меняются актеры. Это, в свою очередь, меняет спектакль.Мне такие изменения не нравятся, моя работа превращается в другую работу, встает на конвейер, дух куда-то уходит.А в драматическом театре я бы поставил современные пьесы. Я даже нашел материал: «Долгое путешествие в ночь» Юджина О''''Нила и «Любовь под вязами». Но я остановился, потому что уж слишком упадническое настроение в пьесах, которое я сам для себя не смог оправдать. Хотя театр обладает огромной силой.Именно через театр может возродиться авторское сильное кино.– Какое кино смотрите? – Я люблю большое кино, которое заставляет задуматься. Из российского мне мало что нравится. Почему? Потому что уровень должен быть высокий. То, что сейчас у нас снимают, в большинстве своем не кино. Мне не очень нравится, когда в зале публика хрустит попкорном и разговаривает по мобильным телефонам.Ну а российское кино пока не обрело свое лицо. Ведь зритель готов смотреть серьезное кино, а те, кто создает фильмы, пока не поняли, что зритель дорос, и показывают какую-то пустоту. Спектр российского кинематографа должен быть широким – от драмы до комедии, от триллеров до боевиков. Вот когда мы покроем всю поляну многообразия жанров, тогда можно будет смотреть, что происходит с развитием нашего кино.– Какие у современного общества проблемы? – У нас есть одна проблема.Мы пытаемся быть похожими на кого-то. Всегда сравниваем себя с кем-то – мы лучше или хуже других. А мы должны полюбить себя. У нас богатейшая история. Не надо стараться смотреть на Запад… [b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ [/b]Американцы для нас чужие?Игорь ЕЛЕФЕРЕНКО, депутат Мосгордумы: – Мы совершенно разные по культуре.Нас сильно разделяют духовные взгляды, вера. Хотя на бытовом уровне у нас много общего. Знаю не понаслышке, а потому что был в Америке.
Завтра открывает очередной сезон Новый драматический театр, и сразу – премьера. Зрителей ждет необычный взгляд на известное всем классическое произведение. Подробности мы попытались выяснить у Вячеслава Долгачёва, который возглавил коллектив семь лет назад. За это время в афише театра появились новые названия, а среди актеров прибавилось немало молодых и талантливых людей.– Вячеслав Васильевич, если говорить о вашем коллективе вообще, он ведь очень молодой? – В прошлом году правительство Москвы поставило задачу «омолаживания» театральных коллективов, и мы оказались впереди паровоза, потому что наша труппа с того момента, как я пришел в театр, молодеет год от года. Сейчас это действительно самый молодой коллектив столицы.– Открытие сезона вы отмечаете премьерой спектакля «Настасья Филипповна».Об этой постановке известно, пожалуй, только то, что в основе – роман Достоевского «Идиот» и идея Анджея Вайды… – Когда-то, почти 30 лет назад, Анджей Вайда поставил спектакль, который назывался «27 репетиций Настасьи Филипповны». В присутствии публики он с двумя артистами пытался сделать такую версию: весь роман от лица Мышкина и Рогожина. Эта идея нам приглянулась, показалось, что это очень интересный вариант – именно так подойти к роману и к такому персонажу, как Настасья Филипповна. Мы взяли идею Вайды, но создали свою оригинальную версию. А во всей идее главное то, что начинается спектакль с последней главы романа, с последней ночи после убийства Настасьи Филипповны.Дальше Мышкин и Рогожин пытаются восстановить, реконструировать все взаимоотношения, пользуясь всем текстом романа.– То есть получается название-обман. Спектакль под заголовком «Настасья Филипповна», а на сцене только Мышкин и Рогожин? – Можно сказать, что это обман. Но на самом деле их задача – разгадать загадку этой женщины. И я надеюсь, что у зрителей возникнет ощущение того, что они с ней познакомились. Должен возникнуть образ Настасьи Филипповны, поэтому думаю, что никакого обмана здесь нет.– И кому же предстоит быть Мышкиным и Рогожиным? – В спектакле заняты молодые актеры. У нас два Мышкина. Это – Михаил Калиничев, один из самых молодых заслуженных артистов России, а также Никита Алфёров. Роль Парфена Рогожина репетирует Андрей Курилов.Спектакль «Настасья Филипповна» будет идти в репетиционном зале для очень ограниченного количества зрителей.– В то же время на Большой сцене пойдет другая премьера. Это «Прекрасное воскресенье для пикника» Теннесси Уильямса. Почему вдруг вы остановились на этой пьесе? – «Прекрасное воскресенье для пикника» – это очень редко идущая пьеса. В каком-то смысле для нас это проба и эксперимент. Пьеса Уильямса чрезвычайно сложна для исполнителей, потому что она написана в такой виртуозной психологической технике, которую могут воспроизвести только большие мастера. Но дело в том, что героини этой пьесы – молодые женщины. А когда Джульетту играет 55-летняя артистка, как бы она ни была хороша, все-таки здесь есть некоторое несовпадение. И вот мы попытаемся своими молодыми силами поднять этот довольно тяжелый вес. Может быть, что-нибудь получится, ведь дотянуться до Уильямса непросто.– Что происходит с вашими постановками в Америке? Весной на Бродвее вышел спектакль «Чайка».Сейчас готовите что-нибудь? – В настоящий момент собираюсь работать над «Дядей Ваней». У меня есть приглашение поставить всего Чехова, по одной пьесе каждый год. Надеюсь, что это состоится, хотя волнуюсь за то, как будут развиваться российско-американские отношения… – На Бродвее у вас играют звезды: Алан Камминг, Келли Гарнер, а также дважды обладательница премии «Оскар» Дайан Вист. Казалось бы, Бродвей не пустует, зрители есть всегда. И все-таки в одном из интервью Дайан Вист сказала, что жить одним театром невозможно.Неужели и там актерам платят копейки? – На Бродвее есть две категории представлений. Есть мюзиклы с очень большими бюджетами, потому и артистам мюзиклов платят много.И есть драматические спектакли с низкими ставками. Дело в том, что спектакли не идут по 20 лет, как мюзиклы, поэтому в них вкладывают меньше денег. Так что драматическим актерам на Бродвее действительно платят очень мало. Зарабатывают они только в сериалах и в кино. На сцену многие выходят только потому, что любят театр.– Вы в Америке не только ставите, но и много лет преподаете. Причем у вас занимаются не только студенты, но и звезды Голливуда, включая уже упоминавшуюся Дайан Вист. Как вы думаете, откуда у них такое стремление к самосовершенствованию? У нас мало-мальски известные актеры не ходят учиться.– Если у наших артистов есть несказанное счастье играть в репертуарном театре и всегда быть в работе, то американские актеры такой возможности не имеют. Вот, например, мы месяц репетировали «Чайку», два месяца они играли каждый день, и все – спектакля больше нет. Теперь актеры должны снова искать работу. Кто-то найдет, кто-то нет.Но если пианист год не подходит к инструменту, он теряет квалификацию.Так вот, чтобы не терять квалификацию, американские артисты ходят в различные классы, причем за свои собственные деньги. Но платят они только в том случае, если уверены, что смогут чему-то научиться.– Возвращаясь к судьбе Нового драматического театра, буду давить на больную мозоль, но все же… Что с новым зданием? Надежда есть? – Да, мозоль действительно больная. Но нас поддерживают и правительство Москвы, и Комитет по культуре, и префектура Северо-Восточного округа, за что мы очень им благодарны. Так вот, нам обещают, что к 2010 году здание будет построено. Проект внесен в Реестр культурного строительства Москвы до 2010 года. Мы очень рассчитываем на то, что никакие обстоятельства не помешают этот план осуществить. И если все удастся, Новый драматический театр обретет прописку неподалеку от станции метро «ВДНХ».
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.