Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Чужой среди своих

Общество
Чужой среди своих

[b]Артист театра и кино, одаренный художник, он ушел из жизни до обидного рано – в возрасте 42 лет. А сумел за этот короткий отрезок сделать столько, что навсегда вошел в историю отечественного искусства. И запомниться всем, с кем столкнула его судьба.[/b][b]Нахимовца не получилось[/b]Он родился в Риге, в семье военного моряка. Отец, Георгий Андрианович, был флагманским штурманом бригады подводных лодок. Родители мечтали, что сын продолжит династию, хотя Юра с детства проявлял артистические наклонности.Татьяна Васильевна, мама, часто вспоминала, как лихо, еще в возрасте четырехпяти лет, он отплясывал в морском клубе и «Яблочко», и «Цыганочку», и «Барыню»:– В бушлатике, в коротких штанишках – выйдет, ручками разведет, ножками топнет. И до чего ж красиво он плясал! Все спрашивают, да кто такой белокочан белоголовый? А я говорю – это мой сын пляшет.Они отдают его в Нахимовское училище. Не судьба – десятилетний Юра возвращается домой без шапки и надежд. Его интересует не море, а сцена и живопись. Юра придумал во дворе своего дома на Левобережной кукольный театр. В садовой беседке с соседскими девочками разыгрывал сказки, мастерил декорации… По соседству жила художница по батикам, которая научила его рисовать.В 14 лет он поступает в художественное училище в Калинине. Но театр не забывает – посещает кукольный кружок, который возглавлял Владимир Штейн, во Дворце пионеров в переулке Стопани.– С Юрочкой мы познакомились, когда мне было 14 лет, – вспоминает его подруга юности [b]Нелли ИГНАТЬЕВА[/b]. – И он естественно влился в нашу компанию из 234-й школы на Цветном бульваре. Вместе ставили спектакли (помню, он играл Маяковского), вместе ходили в походы, справляли все праздники, виделись практически каждый день. Так как Юра жил за городом, иногда он оставался у кого-то из нас ночевать.[b]Золотой курс[/b]Тогда он сделал окончательный выбор между живописью и сценой. Поступил в Щукинское училище, на так называемый «золотой курс», о котором театралы до сих пор вспоминают с ностальгией. Оттуда вышли Наталья Гундарева, Константин Райкин, Наталья Варлей, Владимир Тихонов, Алексей Грабе.[b]НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ[/b]: – [i]Юрочку я увидела в первый раз, когда мы поступали в Щукинское училище. Он стоял в окружении абитуриентов, и все, конечно, были суетливы, волновались, а он был такой красивый, спокойный. Мы все в него сразу влюбились. А затем он стал центром, осью земной и на занятиях, и на переменах. Он был замечательный рассказчик. Очень остроумный, со своеобразным, мягким юмором. К тому же с прекрасным голосом и слухом, замечательно играл на фортепьяно.[/i]На спектакли этого курса ходила вся Москва. «Пышка» и «Нос», поставленные Владимиром Фокиным, стали театральными событиями. Богатырев блистал везде – в силу своей фактуры, которая позволяла ему быть и героем, и комиком, и характерным актером. Рамки его амплуа никто не брался определять.[b]НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ[/b]: – [i]В Юре не было ничего такого, что сейчас свойственно многим молодым актерам. Ничего от попсы в худшем смысле этого слова. Мне очень трудно было бы сегодня представить Юру Богатырева, который бы торговался из-за гонорара. Или рвался на телеэкран, чтобы стать «медийным лицом». Ему было интересно работать. Ему важна была работа высокой пробы.[/i][b]Мыл машину Волчек[/b]В студенческие годы он жил месяцами у Константина Райкина, потом у Александра Адабашьяна… Своего дома у него не будет еще много лет. Тем не менее будущее представало в розовом свете.Талантливых друзей, Богатырева и Райкина, приглашали ведущие московские театры, в том числе и Вахтанговский и МХАТ... А они выбрали «Современник». Но там все пошло не так гладко. В театре уже были свои звезды – Гафт, Кваша, Даль. И зажигать новые никто не собирался.[b]АЛЕКСАНДР АДАБАШЬЯН[/b]: – [i]После успеха в Щуке оказаться в массовке, хоть и в профессиональном театре, получать эти маленькие эпизодики… Все время ведь кажется, что можешь больше.[/i]Об отношениях Богатырева и Волчек говорили разное. Некоторые коллеги подсмеивались над искренним желанием молодого артиста понравиться главрежу. Так, он носил майку с изображением Галины Волчек. Мыл ей машину. Поступки, которые смущали некоторых, для Юрия были совершенно органичны.[b]НЕЛЛИ ИГНАТЬЕВА[/b]: – [i]Он обожал безумно Галину Борисовну. И не потому что подлиза и хотел выслужиться, а искренне боготворил ее и как актрису, и как режиссера.[/i][b]ГАЛИНА ВОЛЧЕК[/b]: – [i]Замечательно он сыграл в «Вечно живых» Марка. Юра в нем находил какие-то человеческие черты. Пытался оправдать то, что оправдать трудно.[/i][b]С видом на Кремль[/b]Театр помог ему в главном – с жильем. Появился наконец свой угол. Правда, в коммунальной квартире. Но какой! Напротив Кремля, в квартире, где когда-то жила подруга Ленина Инесса Арманд. Там поселились артисты «Современника».[b]КОНСТАНТИН РАЙКИН[/b]: – [i]Я помню, что, когда он переехал в общежитие театра «Современник» напротив Александровского сада, то очень уютно оборудовал свою комнату. Ведь Юра был вообще хозяйственный, аккуратный, чистоплотный человек.[/i]Богемная обстановка в бывшей квартире Арманд располагала к бурным и обширным застольям. Во время одного из такого застолья он… женился. Точнее – сделал предложение соседке по квартире актрисе Надежде Серой, приехавшей из провинции. Она попала в сложное положение – развелась с мужем и одна воспитывала ребенка. Богатырев никому не рассказывал об этом браке, даже матери. Лишь несколько самых близких друзей были посвящены в эту историю. И они искренне считали, что брак этот фиктивный.А Юрий между тем нежно заботился о Надежде и ее дочери Варе, помогал решать бытовые проблемы – вроде обмена квартиры. Сама Надежда не афишировала свой брак. А в ее квартире в Измайлове висели ее портреты кисти Богатырева.[b]Как закалялась роль[/b]Богатырев – Егор Шилов. Фильм Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Такой подарок судьбы редко кто получал.[b]АЛЕКСАНДР АДАБАШЬЯН[/b]: – [i]Когда я посмотрел в училище несколько его работ, то очень посоветовал Юру Никите ([b]Михалкову. – Н.Б.[/b]). Он посмотрел, как Юра играл Версилова в «Подростке», потом «Пышку» и «Нос». После этого вопрос о том, чтобы работать вместе, возник сам собой. Хотя Юра был очень неспортивный – рыхлый, со смешной толстой губой.Но было у него совершенно поразительное качество – он в буквальном смысле физически видоизменялся.Потрясенный Михалков потом вспоминал, что Богатырев освоил езду на лошади за два урока. И сидел в седле так, как будто в нем родился. Хотя один раз упал и тяжко ударился о землю – так, что не мог потом ходить. Но режиссер поставил условие – встать на ноги на следующий день. Иначе возьмет другого актера. И он встал.[/i][b]СЕРГЕЙ ШАКУРОВ[/b]: – [i]Я не заметил в нем робости, когда мы работали. Никита наверняка как-то его подготовил. И я думаю, что как-то внутренне поднапер – на этих корифеев не обращай внимания, делай свое дело, и ни в коем случае не тушуйся.[/i][b]Славы он не наелся[/b]И все-таки нельзя сказать, что после «Своего…» он проснулся знаменитым. На улицах артиста не узнавали, как и раньше.[b]АЛЕКСАНДР АДАБАШЬЯН[/b]: – [i]Как-то он пришел в дурном настроении Я спросил, в чем дело. Говорит, все нормально. Потом после трагической паузы: «Меня не узнают на улице». А ведь это было чрезвычайно положительным качеством – он мог быть совершенно никаким. Но ему, конечно, хотелось славы, чтобы подходили, говорили комплименты.[/i][b]КОНСТАНТИН РАЙКИН[/b]: – [i]Он хотел быть знаменитым. У него был момент тщеславия. Я говорю об этом по-доброму, потому что это естественное дело. Он этого не наелся, понимаете. И так радовался, когда его узнавали. Я думаю, что поэтому кино и интересовало. Наверное, потом он пришел бы к тому, что слава не самое важное в нашей профессии.[/i][b]НИКИТА МИХАЛКОВ[/b]: – [i]Он обладал той счастливой фактурой, которая в быту не видна. Это такая моль.[/i] Именно поэтому из него можно было сделать что угодно – опереточного злодея или Войницева в «Механическом пианино». И поведение его было совершенно не актерское. Он мне звонил и жаловался, чуть не плача. Знаешь, говорит, какой ужас, идет картина «Два капитана», каждый день меня смотрят. А стоит очередь за туалетной бумагой, так ни одна сволочь меня не узнала, я подошел – и она кончилась.[b]И элита, и маргиналы[/b]Может, потому, что он считал себя свободным человеком или в силу воспитания, но у галантного Богатырева складывались особенные отношения с женщинами.[b]СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ, ПСИХОТЕРАПЕВТ[/b]: – [i]Он был очень рациональным человеком. И говорил мне о том, что любил детей, с ними нянькался. У его сестры Риты был ребенок, и он удивительно нежно к этому ребенку относился.[/i]Дефицит семьи, дома он будет восполнять новыми знакомствами. Будет общаться и с высокопоставленными особами, и с откровенными маргиналами. И везде – играть, быть органичным в предлагаемых, иногда немыслимых обстоятельствах. Например, у постели умирающего отца.[b]ИГОРЬ АРЦИС, ВРАЧ[/b]: – [i]Он очень любил своего отца. И вот как-то в разговоре о профессии, он рассказал такой эпизод. Когда тот умирал, Юра был рядом с ним. И вдруг поймал себя на том, что постоянно отслеживает каждый вздох умирающего отца, выражение его лица, последние минуты его жизни. С тем, чтобы знать, как это сыграть. И ему стало не по себе.[/i]А в творчестве таким «отцом» стал для него Михалков. Увы, не навсегда.[b]НИКИТА МИХАЛКОВ[/b]: – [i]Я думаю, что главная его проблема была в том, что ему было трудно работать без режиссера. И когда ему приходилось работать с режиссерами только по названию, это было мучительно. И я не знаю, понимал ли он это, потому что артист, как правило, когда уже работает, он себя в любом случае должен оправдать.[/i][b]Пить или не пить?[/b]Он все ждет звонка Михалкова. Работает на телевидении, радио. И – меняет театр. Уходит из «Современника» к другой сильной личности, демиургу МХАТа Олегу Ефремову. И там блещет – правда, не сразу – в роли Клеанта в «Тартюфе» Анатолия Эфроса. Каждый выход Богатырева сопровождался овациями. Об этом спектакле будут говорить и спустя годы.Но МХАТ 70-х – место хотя и статусное, престижное, но коварное. Там шли «Сталевары», а не «Гамлет», царила атмосфера семейственности, пышным цветом цвели закулисные интриги и, чего греха таить, многие народные и заслуженные скатывались в отчаянное пьянство.[b]СЕРГЕЙ ШАКУРОВ[/b]: – [i]История со МХАТом мне, честно говоря, не очень понравилась. Несмотря на то, что у него там было много работы. Что тоже плохо – когда нет отбора. Мне кажется, он не туда попал.[/i]Даже долгожданная квартира, полученная им после обращения, по совету друга Трофимова, на очередной съезд КПСС, уже не спасет его от депрессий и высокоградусных поисков смысла жизни.[b]ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА[/b]: – [i]Друзей-то у него было не очень, наверное, много. Но его однокомнатная квартира всегда была полна каких-то людей. Я спрашивала, это кто? Что, у тебя опять полный дом? Да, отвечал он, и я их всех боюсь. Он был настолько интеллигентен, мягок, что не мог поставить резкий заслон хамству, выгнать вон.[/i][b]НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ[/b]: – [i]Юра мне часто звонил по телефону, и я понимала, что ему плохо. Его квартира стала, с одной стороны, радостью, с другой стороны, бедой. Он был человеком безотказным, к нему приходили странные люди, иногда жили у него неделями. Ему, конечно, было плохо – то самое нарушение внутреннего равновесия и гармонии, пошел какой надрыв, я это чувствовала.[/i][b]ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА[/b]: – [i]В наше время это не считалось грехом, тогда все пили, это было модно. Но одни как-то справлялись, а Юра в пьяном состоянии себя называл «летающий шкаф».Совершенно с ним справиться было невозможно. Но когда он работал, ни о каком алкоголе не могло быть и речи.[/i][b]НИКИТА МИХАЛКОВ[/b]: – [i]В последние годы он у меня не снимался. Я снимал то, где не очень было ему место, а на «Цирюльника» еще не было денег. Я знаю, что у него был довольно тяжелый период, но мы тогда уже не так близко общались. Но в то же время я потом узнавал, что, наоборот, его слишком занимали, он работал вообще безвылазно, его использовали очень безжалостно.[/i][b]Любовь, похожая на сон[/b]Он скрывал, что его постоянно мучила депрессия. Лишь некоторым друзьям он доверял свое сложное внутреннее состояние.[b]СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ[/b]: – [i]Малейшая неудача или малейший конфликт – и он сразу впадал в уныние, как ребенок. Но подскажешь ему, он успокоится, и все, уже радостный. Иногда он звонил и говорил: так, это психиатр Трофимов? Вам звонит Юрий Георгиевич Богатырев, будьте любезны, проконсультируйте, у меня крыша поехала. Ну, я собирался, ехал к нему домой, и там уже все выясняли.[/i][b]НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ[/b]: – [i]Юра, конечно, был одиноким. Я думаю, что многие из нас одиноки, но кто-то с этим справляется, а кто-то нет. Кто-то находит в одиночестве стимул для творчества, стремление отдать свою любовь близким или там помочь кому-то, но у Юры этого не случилось.[/i]В это время он как никогда нуждался в поддержке. В сильной женщине рядом. И она появляется – переводчица с немецкого, светская дама Кларисса Столярова.[b]КЛАРИССА СТОЛЯРОВА[/b]: – [i]Мне удалось четырежды побывать замужем. Но у меня не было ближе и родней человека, чем Юра. И вот эта ниша, она до сих пор осталась незаполненной.[/i]Познакомились они во время работы над спектаклем «Юристы» во МХАТе, который приехал ставить немецкий режиссер Флаккенштайн. Ефремов посоветовал взять Богатырева на роль начальника службы безопасности.[b]КЛАРИССА СТОЛЯРОВА[/b]: – [i]Юра как-то пригласил нас к себе домой. Мы приехали с господином Флаккенштайном. Юра массу сладостей наставил, какие-то огромные торты, шампанское, вина. Он очень радушно и гостеприимно принимал нас. И показал свои рисунки. Они были восхитительны. Он подарил свою любимую – Аню из «Вишневого сада».[/i]Премьеру спектакля они ознаменовали не только банкетом, но и выпуском остроумной стенгазеты. Кларисса придумала веселые стихи под снимками актеров на репетициях, а Юрий сделал художественное оформление.Они проводили вместе все больше времени. Она узнала, что его любимые поэты – из Серебряного века. А также то, что отдыхать, как все, он не умел и не хотел. Вместо этого он рисовал.[b]Чтобы было горячо[/b]Тем временем в театре над ним сгущались тучи – несколько раз по вине Богатырева срывались спектакли – он приезжал «не в форме». И тогда именно Кларисса спасала положение.[b]КЛАРИССА СТОЛЯРОВА[/b]: – [i]Однажды мне даже пришлось, чтобы избежать скандала – а он уже назревал, – просто срочным образом положить его в больницу. Надобность в этом явно была. Но, скажем, может быть, это не надо было делать так скоропалительно, но ситуация понуждала предпринять именно такие шаги. Ну, его подлечили, привели, в общем-то, в порядок.[/i]Подруга навещала его в больнице, подкармливала домашней снедью, подбадривала и вселяла оптимизм. Потому как лечиться от алкоголизма – конечно, не самое приятное занятие.[b]КЛАРИССА СТОЛЯРОВА[/b]: – [i]Я привозила очередную порцию пирогов или всякой снасти прямо в кастрюльке, чтобы еще было горячо. Он говорил: я тебя умоляю, только отвернись, потому что я буду не есть, а жрать. Это невозможно есть спокойно.[/i][b]Белые халаты, красное вино[/b]Серьезной проверкой на прочность их чувств стала болезнь Клариссы. Так получилось, что они лежали в одно и то же время в разных клиниках. Он – в Москве. Она – в Германии. А затем была встреча рокового 1989 года… После операции врачи прописали ей красное вино, которое было тогда трудно достать. И он пришел с двумя огромными сумками.В этот Новый год они поняли, что не могут друг без друга. Что у них есть будущее. Тем более что Ефремов пообещал Богатыреву новую квартиру – рядом со МХАТом, двухкомнатную. В одной комнате Юрий уже планировал мастерскую. И собирался переезжать туда в мае…[b]Он умер на шприце[/b]Она до сих пор сокрушается и винит себя, что в тот январь, последовавший за Новым годом, отошла от него дальше, чем следовало. Она была занята работой с Петером Штайном, который привез в Москву театр ШАУБЮНЕ. А он играл, репетировал и готовил долгожданную выставку своих картин в филиале Музея имени Ермоловой.Но 31 января на репетиции во МХАТе ему стало плохо – поднялось давление – 280 на 180. Он уезжает домой, а через день в его коронной роли Тартюфа на сцену вышел другой, срочно введенный актер.…Вечером к нему снова заглядывают незваные гости. Богатыреву плохо. Собутыльники – Саша Ефимов, сосед, гаишник Аркадий, вызывают неотложную помощь. Врачи приезжают и делают роковой укол. Ему делается еще хуже. Вторая бригада «скорой помощи» приезжает и ужасается тому, что сделала первая. Аркадий срочно вызывает приятеля – Андрея Мартынова. Тот застает ругающихся между собой врачей у остывающего тела артиста.[b]КЛАРИССА СТОЛЯРОВА[/b]: – [i]Он умолял, что не надо «скорую», что надо позвонить мне. Поскольку эти люди меня не знали, они вызвали «скорую». Ну, сосед потом позвонил мне, уже когда «скорая» сделала свое дело. И когда я приехала – он уже под простынкой лежал.[/i][b]СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ[/b]: – [i]Несчастный случай. Юра был здоровым человеком. Приехала «скорая», сделали укол, он на шприце умер. Я подозреваю, что ему ввели клафелин. Но не с целью убить. Тогда просто не знали, что это такое, что на фоне алкоголя это смертельный, в общем, препарат.[/i][b]Он мне снится до сих пор[/b][b]НИКИТА МИХАЛКОВ[/b]: – [i]У него нет замены. Это только слова, когда говорят, что незаменимых нет. Неправда, есть места, которые другой занять не может.[/i][b]КЛАРИССА СТОЛЯРОВА[/b]: – [i]Я очень тяжело переживала его уход и чувствовала себя виноватой и до сих пор продолжаю чувствовать себя виноватой. Помню отпевание в церкви, помню, ему укутали ноги шелковым халатом Обломова. Он очень хотел сыграть эту роль. Моя дочь сшила этот халат буквально за пару часов, в мастерской МХАТа подстарили его. А сын написал стихи и положил ему в гроб. Так мы Юру проводили.…Мне до сих пор он снится – бежит по полю навстречу с распахнутыми руками.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.