Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

На «хорьхе» Берии колхозник перевозил по 2000 кирпичей

Общество

НА ОТКРЫТОЙ площадке Музея экипажей и автомобилей молодой человек старательно прикреплял к переднему бамперу заслуженного «виллиса» странный агрегат, отдаленно напоминающий «газульку» – самодельный мотороллер без рычага переключения передач, которыми на свой страх и риск баловались во дворах юные сорванцы лет 30–40 назад.Заслышав едкие смешки за спиной, мастер обиделся: «Между прочим, это легендарный парашютно-десантный мопед. Наверное, не слышали о таком? То-то и оно…» Так открывалась выставка исторической военной автомобильной техники «ВИВАТ», прошедшая в минувшие выходные в Кузьминках.[b]Живучие мопеды[/b]– На «виллисе» это своеобразное транспортное средство мы перевозим потому, что именно в таком виде он был на фото военных лет, – рассказывает директор столичного музея «Союзники и ленд-лиз» Николай Бородин.– А вообще-то мопед производства английской фирмы «Эксельсиор» сбрасывался с самолета на парашюте в специальном бочкообразном контейнере, – продолжает Бородин. – Следом в пределах прямой видимости прыгал десантник. На земле за пару секунд разведчик или диверсант собирал своего «конька-горбунка»: поднимал руль и подгонял под свой рост высоту седла, – и вперед...Нечего и говорить, что складные десантные мопеды, выпускавшиеся в Англии в течение всей Второй мировой войны, конструировались под одноразовое применение.Впрочем, потрясающая примитивность их конструкции с лихвой компенсировалась поразительной живучестью (попробуйте-ка сбросить современные мопеды с парашютом – посмотрим, какая их часть не расквасится о землю, не говоря уж о том, чтобы сразу после приземления завестись!) и выносливым 100-кубовым двигателем. Поскольку «обратный билет» после выполнения задачи этому изделию не полагался, десантники часто бросали его прямо на поле боя. Поэтому до последнего времени даже специалисты лишь отдаленно представляли себе, как оно выглядит. Неизвестно даже, сколько единиц этой техники было в нашей армии.– Применяли их в войсках особого назначения, и в открытых источниках данных об объемах английских поставок до сих пор нет, – признался Бородин. – Этот экземпляр чудом сохранился у фронтовика Петра Заводова, на войне командовавшего передвижными авторемонтными мастерскими. Долго он хранил мопед у себя на балконе, потом перевез на дачу в Тверскую область…Чтобы «обуть» этот агрегат по-настоящему, резину нам пришлось заказать в Англии. Сейчас он заводится и нормально работает. Правда, до тест-драйва руки у нас пока не дошли…[b]Сборка – ручная, проходимость – высокая[/b]По соседству, нежно положив ладонь на шершавое зеленое железо, седовласый ветеран промолвил: «Надо же, а я на такой машине через Эльбу переправлялся…» Коренной житель Кузьминок Владимир Кузнецов срочную службу проходил радистом в Западной группе войск ВС СССР. Там к началу 1960-х оставалась на вооружении еще одна диковинка ленд-лиза – плавающий автомобиль Ford-GPA. В Советском-то Союзе почти все эти машины – а их американцы нам передали за военные годы около 13 тысяч – к тому моменту успели порезать на металлолом… Возвращенная из небытия амфибия – заслуга известного собирателя старинной автотехники, подполковника ГИБДД Василия Скибы.Проживший почти всю жизнь в Алма-Ате, Василий Викторович в 2000 году был вынужден перебраться в Раменский район. Говорит: «Братья-казахи намеревались всю коллекцию национализировать».Быть может, оно и к лучшему: останься Скиба на родине, вряд ли москвичи увидели бы его сенсационные находки. Такие, к примеру, как «Хорьх-930» выпуска 1938 г. с V-цилиндровым двигателем – один из последних в мире кабриолетов с кузовом подобной конфигурации.– Мне почему-то кажется, что именно на этой машине после войны раскатывал Берия, – сообщил мне Скиба. – Во всяком случае на кадрах кинохроники часто можно видеть, как он вылезает с заднего сиденья в точности такого же «хорьха». Кроме того, известно, что один из четырех автомобилей этой модификации, имевшихся тогда в СССР, находился в гараже НКВД.Всего же в Германии их сделали четыре с небольшим сотни штук, и они были популярны в штабах фронтов немецких войск. А что? Машина ручной сборки отличалась, несмотря на задний привод, невероятно высокой проходимостью… Я ее, впрочем, разыскал вдали как от Кремля, так и от Германии. В 1984 году под Алма-Атой я увидел, как колхозник дядя Ваня Каланчук, поставив сюда задний мост и рессоры от ГАЗ-51, перевозит сено и кирпичи. «Один раз поставил рекорд, – похвалился как-то он мне. – 2000 кирпичей переправил!» «Хорьх» стал первенцем моей будущей коллекции…– За сколько же вы его приобрели?– Коммерческая тайна.– Почему? Ведь четверть века прошло!– Ну, не коммерческая… Но информация конфиденциальная. Понимаете, я для жены всегда стоимость своих покупок занижаю. А то будет нервничать, мне мозги полоскать примется… Да и разве можно переложить на деньги радость фронтовика, наблюдающего, как автомобиль, на котором тот воевал где-нибудь в брянских лесах, оживает в моих руках?![b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[/b]Сегодня первый читатель «Вечерки» и главный критик [b]Валерий ШАПОШНИКОВ, депутат Мосгордумы[/b]. Ему и адресованы в этом номере наши вопросы.[i][b]Вам нравятся старые автомобили?[/b]– Конечно, нравятся. У меня даже есть коллекция из 400 игрушечных автомашин масштабом М40. Среди них есть старые советские автомобили, а также военные грузовики – ЗИЛы и многие другие. Свою коллекцию я собирал с 70-х годов.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.