Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Помочь ближнему как брату во Христе

Общество
Помочь ближнему как брату во Христе

…Кто знает, кто помнит, когда и как возникали самые первые сообщества людей, которых природа ли, жизнь ли, другие ли люди лишали возможности видеть мир вокруг, слышать звуки, передвигаться быстро и легко, преодолевая без труда любые преграды, как это делают другие?[i]Проходили калики деревнями,Выпивали под окнами квасу,У церквей пред затворами древнимиПоклонялись Пречистому Спасу.[/i]Наверное, так всегда было на Руси, да только ли на ней? Убогие, увечные, обиженные судьбой сбивались вместе и странствовали, помогая друг другу и делясь друг с другом своими горестями и заботами. Ведь кто поймет тебя лучше, если не такой же, как ты сам, кто испытал то же: страдания от боли – телесной и, что еще страшнее, от боли душевной – от непонимания, отторжения и ухмылок окружающих… Где могли общаться больные хроники и калеки? Как складывалось отношение общества к таким людям? Что делали для них власти? Эти вопросы неразрывно связаны с понятиями милосердия и благотворительности.Летописи сохранили свидетельства благотворительной деятельности русских князей. Во времена святого равноапостольного князя Владимира, которого называли «истинным отцом бедных», был заведен порядок, когда любой убогий мог приходить на княжий двор и получать «всякую потребу, питье и яствы...» Для больных, которые не могли дойти до двора, хлеб, мясо, рыбу, овощи, квас развозили по улицам княжеские люди. Владимир Мономах так поучал своих детей: «Страх имейте Божий в сердце и милостыню творите нескудно потому, что здесь начало всякому добру». Летописец воздает должное и его внуку, Андрею Боголюбскому, за то, что был он «кормитель чернецам и черницам и убогим...» И, конечно, над всеми деяниями русских правителей, начиная с Владимира Святого, сиял завет Христа – «Любите ближнего, как самого себя».С введением на Руси христианства появился и первый «ответственный» за благотворительность и призрение – Церковь.Помочь ближнему как брату во Христе – этот призыв, раздававшийся с амвона, был подхвачен и распространен по всему государству. Церковь взяла под свое покровительство бедных, больных, сирых и убогих, зачислив их по Уставу Святого Владимира в число людей церковных. Церковные же люди жили от подаяний и приношений благих, либо живя при церквах и монастырях, либо побираясь и прося Христовым именем по дворцам и дорогам.Но в 1682 году указом царя Федора Алексеевича определяется построить в Москве две богадельни, «чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих не бывало». Первую строили при Никитском монастыре, вторую неподалеку – на Гранатном дворе. Этот же указ призывает отделить действительно бедных и неимущих от тунеядцев, которые «по домам ходя, только примечают, как кто живет и как его дом, где малолюдство, кого днем или ночью покрасть...»Петр I повел беспощадную войну не только с профессиональным нищенством, но и с теми, кто его поощрял, подавая милостыню. Под угрозой штрафа ее запрещено подавать, за этим следят специально назначенные люди. Нищенство признается злом общественным, а частная благотворительность объявляется пособницей этому злу.Зато правительство продолжило со рвением устраивать богадельни и «госпитали». Призрение больных и нуждающихся поручается монастырскому приказу. И если в конце XVII века в столице было восемь–девять богаделен, где содержались лишь четыре сотни призреваемых, то уже в начале XVIII века появляются одна за другой новые богадельни.Всего к 1718 году в Москве было уже около 90 таких заведений, а призреваемых – около 4000. Так, печально или скандально известная сейчас Матросская Тишина, лишь потом ставшая тюрьмой для государственных преступников, была построена первым императором России на тихом левом берегу Яузы для больных и увечных матросов.Призрение бедных лишь за счет государственной казны – занятие разорительное. И Петр обращает свой взор к монастырям, которые к тому времени владели огромными капиталами и многими землями. Часть их доходов было решено употребить на дело общественного призрения.На служителей монастырей была возложена и еще одна забота: при монастырях учреждались приюты и школы для сирот, больницы и богадельни для больных, престарелых и увечных.Последующие правители России не так сурово взирали на приметы частной благотворительности, а во времена Екатерины II она уже была окончательно реабилитирована. Так, организованный на частные средства Воспитательный дом на Солянке становится самостоятельным ведомством, причем роль частных благотворителей сводится к пожертвованиям.Следующей интересной «новинкой» Екатерины было устройство особых больниц, «пристройство безумных». Но, пожалуй, самый заметный след в деле развития российской благотворительности оставил знаменитый указ императрицы, изданный в 1775 году, о создании в составе губернских учреждений приказов общественного призрения (прообразов нынешних управлений социальной защиты). Им вменялось в обязанность устройство народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых больных, домов для умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов.Делая ставку на государственные структуры, Екатерина II разрешает устраивать благотворительные заведения частным лицам и обществам, которые занимаются благотворительностью не по должности, а по моральным либо религиозным побуждениям.Вскоре в России появились организации, «на особых основаниях управляемые», то есть не подчиненные никакому министерству. Это в первую очередь Ведомство учреждений императрицы Марии.Мария Федоровна, жена Павла I, продолжила дело, начатое Екатериной, и значительно продвинула его вперед. Например, воспитательные дома должны были не только призревать детей с момента их рождения, но и заботиться о дальнейшей судьбе воспитанников, в частности об их образовании.Для этого при обоих воспитательных домах – московском и петербургском – устраивают классы, отделения и школы. Императрица курирует строительство новых богаделен, в том числе для питомцев воспитательных и инвалидных домов и приютов, и оказывает покровительство всей системе благотворительности. К управлению благотворительным хозяйством стали широко привлекать общественные силы, известных и уважаемых людей.Спустя пять лет Александр I учреждает Филантропическое, в дальнейшем – Императорское человеколюбивое общество.В отличие от Ведомства учреждений императрицы Марии, Императорское человеколюбивое общество содержало к тому же дома с бесплатными и дешевыми квартирами, ночлежные приюты, столовые и тому подобное. К началу XIX века относится и постройка в Москве Шереметевского странноприимного дома для неимущих и больницы при нем (ныне – Институт скорой помощи им. Склифосовского).Шестидесятые годы XIX века в России – время перемен, главная из которых – отмена крепостного права. Оживилась политическая, экономическая и общественная жизнь. Появились новые структуры государственного самоуправления. Земское (1864 г.) и городовое (1870 г.) положения соответствующим образом отразились и на общественном призрении... ([i]Продолжение будет[/i].)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.