Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Метрострой

Общество
Метрострой

Знаете, какова для метростроевца величайшая награда? Проехать по новому участку подземной трассы в первом пробном поезде! По старой традиции – в рабочей спецовке, вместе с почетными гостями! Беря на себя всю полноту ответственности за сооружение тоннеля и станций, гарантируя своим присутствием качество выполненных работ. Это я ответственно говорю, потому что к метростроевской жизни был причастен в течение многих лет… Есть что вспомнить.Биде мы получали первыми! Строительство любого тоннеля метрополитена начиналось с возведения «душкомбината», где размещались столовая, медпункт, туалеты, душевые кабины, сушилки для спецовок… Следили за этим строго. Так, один высокий начальник, приезжая на объект, начинал обход… с женского туалета, и если там не было биде, разворачивался и уезжал со всеми вытекающими последствиями для руководства СМУ. И это в начале 70-х, когда мало кто из горожан знал, что это вообще такое – биде! Поэтому метростроевцы по праву считали себя самыми чистоплотными из всех строителей! Про спецовку-дубленку В 1979 году я учился на курсах повышения квалификации в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. От одного из сокурсников, начальника участка Бакинского метростроя, я услышал такую историю. Однажды он поручил бригадиру проходчиков прокопать траншею за территорию участка для перекладки коммуникаций, попадающих в зону строительства. Через некоторое время бригадир приходит к нему и говорит: «Бригада отказывается работать на улице в спецовках! Стыдно – вдруг увидит кто из знакомых. Давайте мы выйдем в ночную смену». На том и порешили. Ночью инженер пошел посмотреть, как идет работа, и видит: рабочие в костюмах, при галстуках вовсю орудуют лопатами! Восток, одним словом… Впрочем, и бывший начальник столичного метростроя В. Д. Полежаев, имя которого носит одна из станций московской подземки, говорил в свое время, что проходчикам надо платить хорошие деньги уже за то, что они надевают спецовку и спускаются в забой. Вместе с тем мы никогда не стеснялись своей рабочей одежды; наоборот, гордились ею, ведь она причисляла нас к передовому отряду строителей в СССР.Однако была у нас и цивильная, так называемая метростроевская спецовка! Во времена всеобщего дефицита в Москве практиковалась так называемая выездная торговля. Естественно, трижды орденоносный метрострой отоваривали в первую очередь. Так, ГУМ «ездил» по СМУ и продавал дубленки двух моделей (болгарские и монгольские), мохеровые шарфы и ондатровые шапки. Подобная торговля приурочивалась к выплате премий («пусковых», годовых, за выслугу лет), так что покупки были нам вполне по карману, и мы ходили по городу, ловя завистливые взгляды земляков. Зато когда мы собирались в своем Дворце культуры в Костомаровском переулке на какое-нибудь мероприятие, то были одеты как близнецы-братья! Между собой мы называли наш прикид «метростроевской спецовкой».Однажды начальник нашего СМУ решил собрать всех инженеров на субботнее совещание. Был ясный солнечный день с морозцем. Мы, группа начальников смен, ожидая начала собрания, толпились на улице и балагурили. Надо ли говорить, что все мы были в дубленках с мохеровыми шарфами и ондатровых шапках. И вот подходит к нам только что принятый на работу молодой сменный инженер и спрашивает: «А где это вы купили дубленки, да еще такие похожие?» Один из нас, ни секунды не задумываясь, говорит ему: «Так это ж наша метростроевская спецовка.Ты что, еще не получил? Быстрее беги, вон идет замначальника СМУ, выпиши у него спецовку, а то сейчас начнется совещание – и останешься ни с чем!» Наш юный друг мгновенно разворачивается и стремглав подлетает к заместителю начальника СМУ, который, надо сказать, был, как все снабженцы, еще тот скупердяй – снега зимой не выпросишь. Видим, юноша, энергично жестикулируя, требует выписать ему дубленку-спецовку, а снабженец стоит ошарашенный и никак не возьмет в толк, чего от него хотят. Тут мы захохотали так, что старый метростроевец сразу все понял, показал нам кулак и пошел дальше, тоже сотрясаясь от смеха. А инженерик так и остался стоять на месте, хлопая глазами и ничего не понимая! Сервиз с доставкой под землю Технология сооружения тоннеля взрывным способом предусматривает в какой-то момент использование деревянной стружки. От шахтного ствола до забоя ее везут в вагонетках электровозом. Так вот был у нас машинист, мастер своего дела, но как-то я заметил, что времени на эту операцию у него стало уходить больше, чем прежде. Я проследил за ним и увидел следующую картину. У шахтного ствола он перелопачивал стружку в каждой вагонетке! Дело оказалось в том, что стружка была из магазинов, торгующих посудой. Продавцы, видимо, не особо тщательно проверяли упаковочную стружку, и там иногда оставались отдельные предметы очень симпатичных сервизов.Так наш дядя машинист и насобирал целый комплект! Жена, думаю, была довольна.Секса в СССР… было! При строительстве Серпуховского радиуса метрополитена моему участку поручили осуществить «прокол» под Варшавским шоссе и построить открытым способом перегонные тоннели. Территория участка была зажата между Павелецким направлением железной дороги и домом № 2 по Варшавскому шоссе. Каждое утро мы топали по мусору и остаткам пищи, выброшенным на нашу площадку из окон дома. Встречались и использованные резиновые изделия, причем по их количеству можно было легко определить интенсивность занятий сексом жителями дома в минувшую ночь.Могу свидетельствовать в суде любой инстанции: секс в СССР был! Хотя бы в отдельно взятом доме на Варшавке. Причем ежедневный и достаточно интенсивный.Как я сходил на «Гамлета» Прямо со студенческой скамьи, в начале 70-х, я попал на строительство оборотных тупиков за станцией «Октябрьское Поле».В моей смене было от 150 до 200 проходчиков. И каждому надо дать задание, обеспечить стройматериалами, проконтролировать качество… Требовал я и неукоснительной дисциплины.Однако, помимо моих рабочих, на объекте трудились и субподрядные метростроевские организации механизаторов, электриков, путейцев и т. д. И вот как-то я вижу: в обеденный перерыв механизатор из подрядной организации собирается разливать бутылку водки! Естественно, я пресек этот порыв. И вдруг этот механизатор, должно быть, проверяя меня на «профпригодность», прилюдно заявляет, что уж больно я молодой да горячий, а пить, наверное, не умею. На что я ответил, что готов выпить с ним на спор, кто больше, но только после смены и не на рабочем месте.Вечер, мы сидим с ним в кафе, пытаясь перепить друг друга. Но водка в тот день не брала, а механизатор оказался интересным собеседником, бывшим студентом МГИМО, вылетевшим оттуда за пьянку. Разговоры за жизнь сблизили нас.И тут он спрашивает: «Хочешь сходить на «Таганку»? «Таганка» в те годы была недостижимой мечтой каждого. И артисты, и спектакли, и главный режиссер Юрий Любимов гремели на всю страну. Я посчитал это за шутку, но нет, мы купили еще спиртного, немного закуски и пошли в театр к начальнику электроцеха, который оказался другом моего визави.Только мы разложили за кулисами свою нехитрую снедь, как входят уже поддатые Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий. Нас представили друг другу, и началось застолье! Разве мог я мечтать, что буду сидеть и разговаривать с самим Высоцким, песни которого неслись из каждого окна? Высоцкий очень заинтересовался, узнав, что мы метростроевцы. Задавал много вопросов о строительстве метрополитена. В разгар застолья спрашивает: «А ты видел меня в «Гамлете»? И, все поняв по моему взгляду, командует: «Ребята, посадите его в первый ряд! А я пошел готовиться к спектаклю».Все было как в сказке! Я сижу на первом ряду посередине, а напротив меня на сцене Гамлет-Высоцкий задает сакраментальный вопрос: «Быть или не быть?» Признаюсь, я испытал буквально «эстетический оргазм» от игры Высоцкого. Но не меньше я был поражен тем, что актер вышел на сцену, скажем так, не совсем трезвым, и никто в зале этого не заметил. Играл он божественно, и если бы я не пил вместе с Высоцким перед спектаклем, то никогда не поверил бы, что он навеселе. Да просто плюнул бы в глаза тому, кто такое бы предположил. Вот она – сила искусства! Ну а мой оппонент на следующий день рассказал проходчикам, что начальник смены – «настоящий мужик». И никто больше не помышлял о распитии спиртных напитков на рабочем месте.Что указывали сверху Член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь Московского горкома партии Виктор Гришин избирался в Верховный Совет СССР от жителей Перово, вот на одной из встреч с избирателями он и пообещал пустить метро до Новогиреева на год раньше срока.Между тем Калининская линия метро сооружалась в сложнейших горногеологических условиях. Так, например, при сооружении станции «Марксистская» строители натолкнулись на подземное озеро; шахта была затоплена, и из нее целый год откачивали воду.С другой стороны, метростроевцы никогда не срывали пуск! Но сдать целый радиус на год раньше срока – такого в истории еще не было.В результате неимоверного напряжения умственных и физических сил мы справились с задачей. Но какой ценой! Такого количества недоделок в истории нашей подземки тоже никогда не было. Перед пуском мы уходили из шахт, оставляя в подходных выработках тяжелую проходческую технику (электровозы, породопогрузочные машины и т. д.), так как счет шел на минуты.Так что, если хорошенько покопать гденибудь в округе, вполне можно натолкнуться на экскаватор или что-нибудь в этом роде.Там же, на Калининском радиусе, мне посчастливилось строить и сдавать в эксплуатацию станцию «Шоссе Энтузиастов» вместе с архитектором В. Череминым.Поэтому я знаю, что он лично ездил на гранитный карьер, подбирая цветовую гамму, а потом ползал вместе с гранитчиками по платформе, укладывая гранитные плиты для воплощения своего замысла. Вы и сейчас, если приглядитесь, поймете основной лейтмотив оформления станции. От эскалатора дорожка из красного гранита, символизирующая бывший Владимирский тракт, по которому гнали заключенных в Сибирь, ведет к торцу центрального зала, где размещена скульптурная композиция, изображающая разрывающие цепи каменные руки.…Так вглядываться можно и нужно в каждую станцию, чтобы прочувствовать замысел и оценить труд тысяч метростроевцев, создавших самый красивый (с этим никто не спорит) и самый величественный метрополитен в мире!Константин СИМИН, пенсионер, слушатель Школы мультимедийной журналистики, инженер-метростроевец

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.