Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Возвращаясь в прошлое

Развлечения
Возвращаясь в прошлое

Бывшему директору легендарной «Таганки» Николаю Дупаку без году девяносто? В это поверить невозможно! Ну не способен мужчина в таком почтенном возрасте рулить по центру Москвы в черной «Волге», без лифта подниматься на второй этаж! А еще так зажигательно рассказывать![i][b]А, «великое искусство», привет![/b][/i]– Сам я из крестьян. Родился в Донбассе – столице шахтерского края. Но всегда мечтал о театре. Художественная самодеятельность, драмкружок – вот мои первые сценические шаги. Когда семья перебралась в Таганрог, я сразу побежал во Дворец культуры, узнавать, есть ли драмкружок. Собственно там меня и углядел главный режиссер Таганрогского драмтеатра Бережной. Мы показывали сцену из «Бородино», как раз к юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова. Публика в восторге, я блещу от радости глазами. И тут подходит ко мне человек и говорит: «Слушай, парень, мне нужен артист твоего возраста на роль Дамиса, сына Оргона в «Тартюфе». Как тебе такое предложение?» Так с легкой руки Бережного я стал артистом вспомогательного состава профессионального театра. О том гласит первая запись в моей трудовой книжке, датируемая 1938 годом.Кстати, я довольно успешно сочетал учебу в школе с работой в театре. Да и от недостатка ролей не страдал.Как-то раз к нам приехал Юрий Александрович Завадский. Дело в том, что он в начале двадцатых годов основал театр-студию в Москве, где играли Рубен Симонов, Осип Абдулов, Михаил Астангов, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов. У театра были постоянные проблемы с помещением, все свои творческие замыслы труппа осуществляла в маленьком зале подвала на Сретенке, и поэтому предложение направить коллектив в Ростов-на-Дону, в Театр имени Максима Горького, было принято всеми с восторгом.Так четыре года – с тридцать шестого по сороковой – Юрий Александрович являлся художественным руководителем этого театра.Труппа Завадского (в обязательном порядке) гастролировала несколько раз в году и в Москве, и в Ленинграде.Кроме того Юрий Александрович ездил по близлежащим театрам: смотрел спектакли, проводил мастер-классы.Так вот, спектакль мы отыграли, зрители ушли, а мы остались слушать замечания самого Завадского.Тогда всех увлекала система Станиславского, то есть работа актера над собой, задачи, сверхзадачи, пропускание материала через себя. То было настоящее искусство, а не условное. И Завадский, истинный приверженец этой системы, требовал неукоснительного ее соблюдения. Вдруг он неожиданно обращается ко мне: «Молодой человек, а вы не хотели бы продлить учебу в театральном училище?» У меня рот сам собой открылся. И в конце августа, естественно, я мчался на крыльях в Ростов-на-Дону – сдавать экзамены в театральное училище. Не знаю почему, но когда назвали мою фамилию, у меня вырвалось: «О, великое искусство, прими мои первые шаги!»Меня услышали в первую очередь будущие студенты, в числе которых был и Сережа Бондарчук. И эта фраза так его зацепила, что впоследствии он здоровался со мной только так: «А, «великое искусство»! Так вот о Сереже. Мы не просто жили в одной комнате – дружили. И когда нам не хватало денег даже на табак, шли на троллейбусную остановку, собирали бычки, дома их сушили и таким образом выкручивались.С первого курса Завадский занимал нас в спектаклях «Отелло», «Богдан Хмельницкий», «Фельдмаршал Кутузов». Кроме того, Юрий Александрович лично у нас проверял костюмы, помогал с гримом. Знаете, такой отеческой заботы, любви к своим питомцам я никогда более не встречал! Мало того, профессиональные артисты устраивали для нас ночные концерты в фонд помощи студентам театрального училища. Представляете? Нам платили, естественно, стипендию, еще получали целых пять рублей за каждый сыгранный спектакль. И если кому-то требовалось что-то срочно купить – обращались в кассу взаимопомощи.Однажды к нам в училище приехали два человека, присматривались к студентам, фотографировали.Эти мужчины не представлялись. Мне предложили сделать этюд. А через неделю я получил телеграмму: «Прошу срочно прибыть в Киев на пробы Андрея в кинофильме «Тарас Бульба», Александр Довженко».[i][b]Не надо переписывать историю[/b][/i][b]– Вы долгожитель в искусстве, поскольку хорошее и плохое видится на большом расстоянии, дайте объективную оценку нынешнему отечественному театру.[/b]– О, самая больная тема в моей жизни. Я огорчен тем, что происходит на театральных подмостках нынче. В Театре на Таганке (в мою бытность там директором) в репертуаре было 24 спектакля и 6 о войне. Все – аншлаговые! Сегодня театр потерял свое значение. Почему и императоры российские, и императрицы строили театры? Они понимали его значение для народа! Театр учил правде жизни, «одежду» героев простой люд с восторгом примерял на себя. А что сделали с текстом бессмертного творения Александра Грибоедова «Горе от ума»? Его растащили на цитаты, которые органично влились в речь россиян! Да, Россия долго оставалась неграмотной, забитой, но три копейки на галерку все же находила! Потому что театр аккумулировал все самое необходимое в этой жизни: любовь к Отечеству, ненависть к врагам. Он воспитывал, врачевал, побуждал к глубинным размышлениям. И все благодаря героям Островского, Шекспира, Чехова и Горького.А сегодня наступило самое страшное в моем понимании – то же самое, когда человека лишают Родины, высылая из страны, где он родился, беря на себя миссию Бога…Нашу отечественную историю вымарали черной краской из театральных репертуаров! Возвращаюсь в прошлое.В мою бытность директором Театра на Таганке целых шесть спектаклей были поставлены на тему жизни нашей страны с 1941 по 1945 год. В постановке Юрия Петровича Любимова – «Павшие и живые», «А зори здесь тихие…», «Пристегните ремни», «Перекресток», «Дом на набережной». И в постановке Анатолия Васильевича Эфроса – «У войны не женское лицо». А в нынешнем году исполнилось 65 лет нашей Победе в Великой Отечественной войне, и ни одного спектакля не вышло! Не мудрено, что молодежь наша об этом восклицательном знаке отечественной истории, главном событии прошлого века имеет самые приблизительные представления… Сталин, Гитлер, Родина – для них это все иллюзорные понятия… И главное – полное безразличие…Я считаю, новые преобразования, происходящие в нашей стране, бесспорно, необходимы. Но в суете буден, в погоне за передовыми технологиями, улучшением уровня жизни мы потеряли самое главное – чувство уважения к истории. Ведь какой бы она ни была, наша отечественная российская история, – она просто есть. И все тут. Точка.Цари были? Конечно. Ленин в истории был? Так пусть и останется. Как и многочисленные памятники ему. Вот теперь все вдруг заговорили о сносе памятника Петру I. Ребята, вы что, очумели? Кому он мешает? Лучше задумайтесь, как нам из транспортных коллапсов в Москве выбраться? Ну это же неприлично – договариваться о встрече с вами, журналистами из «Вечерней Москвы», и опаздывать из-за пробок! Поэтому не надо москвичей уводить от основных проблем в сторону.[i][b]Мастер-классы Качалова[/b][/i][b]– Откуда силы черпаете, Николай Лукьянович?[/b]– Мне здорово в жизни повезло, девчонки, и тут я не кокетничаю абсолютно.С такими людьми дышал одним воздухом, стоял рядом! Юрий Александрович Завадский, Сережа Бондарчук, Григорий Чухрай, Ефим Аронов, Стас Ростоцкий. Вот про оперно-драматическую студию Станиславского (впоследствии Московский драматический театр имени К. С. Станиславского) я могу сказать – там работали мастера: сам Константин Сергеевич, который организовал этот храм искусства, его жена Лилина, ученики Кедров, Яншин, Топорков, Андровская. Они занимались внутренней и внешней техникой актера, работой над словом, этюдами – всем необходимым для подготовки к непосредственному овладению будущими ролями. Станиславский считал целесообразным начинать занятия с учениками не с отрывков, а с целой пьесы, добиваясь творческого ансамбля. Так он сразу закладывал основу будущего репертуара. И они любили не только себя в театре, а сам театр. И нас – как продолжателей их святого дела! Помню, приходил сам Василий Иванович Качалов. Ему обычно ставили стакан чая, и он мог два часа читать нам – зеленым несмышленышам – от есенинской «Собаки» до Бориса Годунова![b]– За 27 лет директорства в Театре на Таганке вы многим артистам помогли?[/b]– 115 человек улучшили жилищные условия. Некоторые – трижды.[b]– Ваши коллеги по Таганке вас помнят? Встретиться, понятно, сложно, у артистов время дорого, но звонят?[/b]– Я всегда открыт для общения, людей люблю. Есть желание – звоните![b]Досье «ВМ»[i]Николай Лукьянович Дупак[/i][/b][i], актер театра и кино, заслуженный артист России.Родился в Донецке.Учился в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского в Москве.Участвовал в Великой Отечественной войне в составе 6-го гвардейского корпуса.Награжден орденами: Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени; «Дружбы народов», «Слава России», «За мужество». С 1943 года – артист Оперно-драматической студии К. С. Станиславского (Московский драматический театр имени К. С. Станиславского).C 1963 до 1977-й – директор Театра Драмы и комедии (Театр на Таганке), затем руководил Театром на Малой Бронной.В 1978 году вернулся на должность директора Театра на Таганке, где проработал до 1990 года.Снимался в кинофильмах «Сорок первый», «Будни уголовного розыска», «Стрелы Робин Гуда», «Трясина», «Ярослав Мудрый», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.