Образование «в законе»
СОКРАТИТЬ педагогическую ставку с 18 до 16 часов, уменьшить количество учеников в классе максимум до двадцати человек, уравнять зарплату в системе образования с зарплатой в экономике, обеспечивать молодых педагогов жильем – такие статьи могут появиться в новой редакции Закона «Об образовании».
В России решено изменить Закон «Об образовании», действующий с 1992 года. Его считают устаревшим, поскольку он не ориентирован на информационные технологии, не учитывает роль научно-исследовательских институтов в образовании, не дает четких характеристик оценки качества образования, не определяет, как в современных условиях должны работать учреждения начального и среднего профессионального образования, не закрепляет права профильного обучения… Новый документ появится на свет не раньше весны 2011 года.
Пока же с 1 декабря 2010 года по 1 февраля 2011-го решено организовать его общественное обсуждение. Проект Закона «Об образовании» размещен на сайте[i] www.zakonoproekt2010.ru[/i] – там же, где ранее обсуждался Закон «О полиции». Любой гражданин может присылать на сайт свои предложения и пожелания, касающиеся совершенствования документа.
Кстати, на общественное обсуждение выложена вторая редакция закона: в ней 240 страниц. В первой редакции было 400.
Оценивать предложения граждан будет специально созданная комиссия, в состав которой вошли представитель президента РФ, заместитель министра образования, родители, школьники и студенты, ректоры российских вузов во главе с председателем Союза ректоров России, ректором МГУ им. Ломоносова Виктором Садовничим.
Первые дни общественного обсуждения Закона «Об образовании» показали, что жители страны очень внимательно читают проект документа и предлагают его усовершенствовать. Очень много предложений поступает по регламентированию системы дошкольного образования, совершенствованию подготовки педагогических кадров, изменению порядка использования льгот при поступлении в институт, переходу школ и детских садов на нормативно-подушевое финансирование, а также вопросы равноправия государственных и частных учреждений образования.
– Новый законопроект регулирует нормы всех уровней образования – начиная с дошкольного и заканчивая высшим, – говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
В новой редакции закона из образовательной иерархии исключено начальное профессиональное образование и, соответственно, ПТУ. Взамен предлагается двухуровневое среднее профессиональное образование, в рамках которого будут готовить как рабочих, так и специалистов среднего звена.
Не менее серьезные изменения коснулись сферы высшего образования. Новая структура вузов предполагает колледжи, реализующие программу бакалавриата, институты, которые будут готовить и бакалавров, и специалистов, и университеты, которые будут предоставлять программы высшего образования всех уровней, а также осуществлять подготовку научных кадров. Кроме того, в документе нет понятия «обязательное дошкольное образование».
Специалисты Министерства по науке и образованию РФ полагают, что не надо отходить от семейного образования, которое является важной составляющей подготовки дошколят.
Вчера проект закона обсуждали представители Всероссийского педагогического собрания.
– К нам из разных регионов постоянно поступают предложения от учителей, – говорит председатель Педагогического собрания Валентина Иванова. – Одни просят сократить минимальную педагогическую нагрузку с 18 до 16 часов, другие предлагают законодательно уменьшить наполняемость классов хотя бы до двадцати человек, третьи волнуются, что в проекте закона слабо прописана проблема воспитания толерантности детей и подростков.
Кого-то волнует, не потеряет ли образование свою бесплатность при новом Законе «Об образовании», а кого-то – сохранится ли общедоступность дополнительного образования. Все предложения мы собираем и вскоре будем обсуждать с представителями Министерства по науке и образованию РФ, депутатами Государственной думы.
По мнению педагогов, проект закона хорош тем, что, во-первых, считает образование благом, а не услугой, которую государство должно оказывать гражданам. Во-вторых, сохраняет бесплатность среднего и высшего образования.
В-третьих, регламентирует, что бюджетные места в институтах должны предоставляться из расчета 170 мест на 10 000 жителей. Кроме того, в нем сделана попытка прописать права учителей на получение высокой зарплаты, продолжительный отпуск, получение жилья. А также права школ на самостоятельное управление своими финансами.
– Необходимо более четко прописать в законе ответственность родителей за нравственное воспитание своих детей, – считает ректор Московского государственного педагогического университета Александр Кутузов. – Нельзя это возлагать только на учителей школ. Если родители не будут заниматься воспитанием толерантности своих детей, мы можем еще не один раз стать свидетелями тех конфликтов, которые на прошлой и на этой неделе происходили в Москве.