Доктор Красный Нос лечит детей без таблеток
Недавно в Москве приступили к работе первые 10 выпускников школы профессиональных больничных клоунов. На самом деле «доктора» с красными носами появились в палатах, где подолгу лечатся дети, уже давно, однако до последнего времени это были добровольцы, люди без специального образования. Теперь же — впервые — отвлекать детей от страданий начали профессиональные актеры. На Западе больничная клоунада существует уже 30 лет, а в Москве первый «смехотерапевт» появился лишь в 2005 г. Молодой актер Константин Седов искал себе практику — и его пригласили выступить в Российской детской клинической больнице (РДКБ). Врачи и родители, дежурившие в палатах, сразу отметили, что у детей после визита дяденьки с красным носом появляется блеск в глазах, просыпается интерес к жизни. «Доктор Костя» стал работать и в других крупных детских медучреждениях, интернатах и хосписах. На первых выступлениях импровизировал, потом прошел обучение у профессионала из Швейцарии. А потом организовал автономную некоммерческую организацию «Больничная клоунада», которая стала обучать других добровольцев. — За два года мы провели пять «школ», куда поступали, как в театральные ву зы — после собеседования, сдачи экзамена с показами готовых номеров и исполнения этюдов-импровизаций, — вспоминает Константин. — Но все-таки назрела необходимость привлечь профессиональных актеров. И вот в сентябре состоялся выпуск первой профессиональной школы больничных клоунов. Дипломированные актеры слушали три блока семинаров, каждый по семь дней, затем полтора месяца стажировались в палатах РДКБ. Некоторым оказалось не по силам смотреть в детские глаза, зажатые между стерильной маской и облысевшей от химиотерапии макушкой… Больничная клоунада — не для слабонервных. Даже те, кто полон решимости работать с больными — иногда неизлечимо — детьми, должны соблюдать психологическую гигиену. Клоуны могут выступать только в паре и не больше 24 часов в неделю — иначе наступает «выгорание». Выпускники школы являются в палаты по графику в перерывах между своими спектаклями, концертами и звукозаписями. Учили их бесплатно, а за эту работу «смехотерапевты» получают небольшую зарплату. Финансируют клоунов спонсоры — из больничного бюджета не тратится ни копейки. Корреспонденты «Вечерки» познакомились в Российском онкологическом научном центре им. Н. Н. Блохина с тремя «новобранцами»: Гирей, Емелей и Бабкой Нафаней. И спросили: зачем им это нужно? [i][b]КЛОУН ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВПИСАТЬСЯ В ПОЛНУЮ ХРУПКИХ ПРЕДМЕТОВ ПАЛАТУ[/b][/i] [b] [/b] [b]ВЛАДИМИР ЩУКИН, 57 лет, выпускник Московского театрально-художественного училища (Емеля):[/b] — Я много лет снимался как актер и композитор в программе «АБВГДейка», писал песни для детских радиопередач, был лидером группы «Последний шанс», играл и в Театре на Таганке. А тут узнал, что есть новый жанр — больничная клоунада, что во Франции конкурс на должность больничного клоуна — 200 человек на место. Оказалось, дело непростое, пришлось учиться работать «глаза в глаза». Только представьте: ребенок с ослабленным иммунитетом спрятан от инфекций в стеклянный бокс, а ты смешишь его через прозрачную стенку… [b]ОЛЬГА ЛАРИОНОВА, 24 года, выпускница ВТУ им. Щепкина (Бабка Нафаня):[/b] — Я 10 лет отработала аниматором. На праздники ребята обычно приходят настроенными на веселье. Если ребенок сидит в углу нахмурившись, это показатель брака в твоей работе. А в больничной клоунаде пришлось привыкнуть к тому, что не от всех надо ждать быстрой и яркой реакции. Кто-то может уйти в себя, и тогда ни в коем случае нельзя его тормошить. Это полезный опыт и в актерском плане. В кино, в театре (я репетирую в Школе драматического искусства) ты создаешь более или менее реалистический образ, а тут — полностью скрываешься за маской. [b]АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ, 24 года, выпускник ВТУ им. Щепкина (Гиря):[/b] — Я недавно снялся в фильме «Доктор» (скоро выйдет на экраны) — играл хирурга. А тут я терапевт — не понарошку, а всерьез. Больничная клоунада — это высшее проявление актерского мастерства. Я «обыгрываю» предметы, находящиеся в палате, чтобы, когда мы уйдем, ребенок посмотрел на куклу, подушку или градусник, вспомнил дядю клоуна — и еще раз засмеялся. Вот сегодня я ухитрился поднять конструктор, который стоял у мальчика на тумбочке. Правда, малыш оказался круче — он это может сделать одной рукой, а я — только двумя. [b]Кодекс клоунской этики[/b] [i]- воздерживаться от любых некорректных замечаний, а также не высказывать каких-либо суждений о его собственных традициях, обычаях и убеждениях;[/i] [i]- соблюдать профессиональную тайну;[/i] [i]- не позволять себе высказывания относительно организации работы, персонала, дирекции медицинского учреждения;[/i] [i]- совершенствовать свои навыки и теоретические познания в психологии;[/i] [i]- не может получать вознаграждение или материальное поощрение от родителей, детей или персонала больницы;[/i] [i]- не должен выстраивать профессиональные отношения с ребенком и его семьей, наоборот — артист должен постараться сделать все от него зависящее, чтобы стать партнером, «другом» семьи;[/i] [i]- всегда наблюдать за безопасностью ребенка.[/i] [b]ПРОЧЕСТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ КОДЕКСА МОЖНО НА САЙТЕ WWW.MEDCLOWN.RU[/b] [b] [/b] [b]А КАК У НИХ?[/b] [i]За рубежом больничные клоуны включены в штатное расписание больниц.[/i] [i]Лидерами в этой области стали Канада, Франция, Израиль, США, Бразилия, Швейцария.[/i] [i]В некоторых странах медсестры в детских больницах должны уметь носить разноцветный клоунский костюм.[/i] [b]РОССИЙСКИЕ БОЛЬНИЧНЫЕ КЛОУНЫ СУЩЕСТВУЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ЧАСТНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ. А ВОТ КАК ОБСТОИТ ДЕЛО ВО ФРАНЦИИ[/b] [b]60% [/b]средства благотворителей [b]10%[/b] заработки самих клоунов (съемки в рекламе и т. д.) [b]30%[/b] помощь государства