Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

ЗА красных или белых

Развлечения

Премьерный 12-серийный документальный цикл Леонида Млечина «Гражданская война. Забытые сражения» стартует на канале «ТВ Центр» 4 июля. Новый и впервые такой масштабный, всеобъемлющий взгляд на эти страшные годы в истории нашей страны. О фильме и не только мы поговорили с автором.

Фронт без линии фронта

– Почему, на ваш взгляд, тема Гражданской войны актуальна? – Выясняется, что она, мягко говоря, недостаточно изучена. Как это ни странно звучит – ведь многие события тех лет каждому советскому человеку были известны со школы. Но в реальности эта война не изучена. Когда я задумывал эту работу, считал, что все знаю о ней. Но выяснилось, что я не знал ничего! А между тем из всех событий XX столетия, я думаю, именно Гражданская война оказала наибольшее влияние на наше общество. Даже не Великая Отечественная – она была страшная по масштабам уничтожения, но она так не повлияла на людей, как Гражданская война. Потому что мы даже представить себе не можем, каким саморазрушительным был этот период. Была разрушена вся жизнь – полностью. Человек был низведен до бог знает какого положения. И в отличие от обычной войны, где есть линия фронта и есть тыл, – здесь фронт прошел через всю страну, через каждый город, через каждую деревню, через каждый дом, через каждую семью. И привел к жутчайшим последствиям. Во-первых, была уничтожена наиболее активная часть нашего общества. Во-вторых, достаточное число людей, и тоже наиболее заметных, бежала из страны – культурный слой был смыт. Участие в этих преступлениях не прошло ни для кого безнаказанно. С этим чудовищным багажом общество вступило в дальнейшую жизнь, и определенное наследство Гражданской войны присутствует у нас и поныне.
Это абсолютно непреодоленное прошлое, оно многое объясняет в нашей жизни. Если люди привыкают, что сосед или родственник ближайший может быть врагом, которого надо уничтожать, то ничего удивительного, что у нас были репрессии, нет ничего удивительного в том, что у нас так разрушены горизонтальные связи между людьми, что нет взаимного доверия, и так далее. Это все последствия Гражданской войны.
– У нас одно время освещали историю Гражданской войны с точки зрения красных. Затем пошел перекос – стали писать о ней с точки зрения белых. Где найти ту грань, чтобы показать войну объективно? – Это действительно тот случай, когда существует больше, чем одна правда.
Была своя правда у белых, была правда у красных. И у тех, кто был в стороне от этих разрушительных процессов. Мы пытаемся понять, как Гражданская война влияла на жизнь людей. Мы не за красных и не за белых. Хотя, глядя из сегодняшнего дня, ты понимаешь, что дело красных было погибельным для России. Но в тот момент это было не совсем так и не совсем ясно. Идеализации белого движения тоже не должно быть, естественно. На войне люди часто превращаются в зверей и преступников. И это в равной степени касалось всех участников Гражданской войны. Никто из этой войны – ни красные, ни белые – чистеньким не вышел. Вот об этом мы пытаемся рассказать.
О том, какой это было катастрофой для России.

Очарованные лозунгами

– Вы снимали свой цикл во многих российских городах, события в которых определили ход Гражданской войны. Как шли съемки? Ведь многих исторических мест, зданий, наверное, попросту не осталось? – К сожалению, бедственность нашей жизни состоит в том, что во многих городах снимать восемнадцатый год труда не составляет. Пейзажи как после артиллерийского обстрела… Во многих городах сохранились исторические места, которые мы искали.
Даже здания многие уцелели. Только в таком городе как Сталинград во время Великой Отечественной было уничтожено множество зданий, и то несколько исторических строений мы нашли. Здесь – был штаб фронта, здесь – сидел Сталин… Смысл поездок был в том, чтобы как раз найти эти точки – непосредственно соприкоснуться с историей. Тем интереснее будет фильм для телезрителей. У российской аудитории колоссальный, невероятный интерес к событиям советской истории. Потому что это такое прошлое, которое присутствует в настоящем, определяет настоящее.
Недоспорили, недоговорили, недовыяснили. И это интересует людей абсолютно всех возрастных и социальных категорий. Этот фильм для тех, кому интересна судьба отечества – я думаю, что таких большинство.
– А в истории вашей семьи Гражданская война както присутствует? – Присутствует, еще как! Мой дедушка, Владимир Михайлович Млечин, сначала в Красную гвардию вступил в Екатеринославле, нынешнем Днепропетровске, потом вступил в Красную армию, в партию – сражаясь на Южном фронте с Врангелем. Он мне много рассказывал, когда я был еще маленьким, и его воспоминания сыграли большую роль в моем интересе к истории. Я полюбил ее с раннего детства. Я был совсем маленьким, когда читал книжку Сталина «Вопросы ленинизма» – последнее прижизненное издание. У нас дома была замечательная библиотека. Потом, с четвертого класса, я выписывал военноисторические журналы. Даже хотел стать военным.
Повзрослев, я часто размышлял над рассказами дедушки, о том, почему люди выбирали ту или иную сторону, были ли они правы в этом… И тот факт, что дед тогда присоединился к красным, – означает, что, действительно, в тот момент призыв красных к идеалам, к справедливости, равенству был очень волнующим и манил к себе людей. Но я понимал, что это очарование лозунгами было огромной ошибкой людей. И дедушка это быстро осознал.
Он как партийный уполномоченный наблюдал ужасы раскулачивания и понял, что сражался не за то. Я нашел несколько его писем – они очень откровенные, и всю степень своего разочарования он в них передает.
– Какова дальнейшая судьба вашего деда? – Он был довольно заметным человеком в Москве – возглавлял театральнозрелищную цензуру. Без его разрешения здесь не исполнялась ни одна песня, не игрался ни один спектакль. Потом он был директором нынешнего Театра им. Маяковского. Но он пишет, что это было просто исполнение своих обязанностей. Просто работа. Душа ушла.
Действительно. сложно понять, почему многие поддержали большевиков. Много причин было для этого, и я об этом говорю в фильме.

Разрушая мифы

– В вашем цикле – рассказ о многих исторических фигурах, которые сыграли огромную роль в жизни России… – Да, от Троцкого до Корнилова, Деникина, Каледина, Антонова. Вообще в фильме множество аспектов. Мы говорим и о польской войне, которая посеяла семена дальнейших проблем. И об истории Брестского мира. Масса мифов, слухов вокруг истории с немецкими деньгами, история с иностранным влиянием на революцию… – Немецкие деньги – это те, которыми финансировались большевики? – Будто бы финансировались. Но этого не было – мы в фильме доказываем это. В фильме мы проводим исследование, с моей точки зрения, ключевых эпизодов Гражданской войны, которые очень многое объясняют.
– Вы как-то сказали в интервью, что вам интереснее писать и снимать фильмы о тех, кого уже нет. Почему? – Судьба завершена. Проще судить, нет отвлекающего эмоционального момента.
Можно попасть под обаяние ныне живущего героя и рассказывать о нем благожелательнее, чем следовало бы. С исторической фигурой проще объективность соблюсти. Ты можешь его точнее понять.
Ты можешь дойти до самой сердцевины. А дойти до сути, докопаться до истины, разрушить мифы, которые существуют в сознании людей, – моя главная задача.

Досье «ВМ»

Леонид МЛЕЧИН родился 12 июня 1957 года в Москве, образование – факультет журналистики МГУ. Работал в еженедельнике «Новое время» (1979–1993), заместителем главного редактора газеты «Известия» (1993–1996), вел программы «Де факто» и «Весь мир» на РТР (1994–1997), с 1997 года – политический обозреватель канала «ТВ Центр», на этом канале был автором и ведущим программ «Весь мир без границ», «Поздний ужин», «Особая папка», комментатором программы «События». Сейчас занимается проектом «Документальное кино Леонида Млечина», автор более 60 книг, член Союза писателей России.
Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007), дважды лауреат премии «ТЭФИ» (2007, 2009) как сценарист документальных фильмов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.