Фильмы, которые нас удивили
33-й ММКФ оказался более чем удачным. И в конкурсных, и во внеконкурсных программах мы увидели кино не проходное, а яркое, индивидуальное. Процент интересных фильмов на этот раз просто зашкаливал. И залы в «Октябре», как правило, были полны – что особенно радует организаторов фестиваля. Мы составили свой рейтинг фильмов, которые нас чем-то поразили (оговоримся сразу – исключив ленты, уже прогремевшие в Каннах или Берлине – вроде «Меланхолии» или «Артиста»). [b] Основной конкурс[/b] «Уход» Вацлава Гавела – история, как с крахом карьеры рушится семейная жизнь героя. Сам Гавел сыграл в этом пронизанном чеховскими мотивами ностальгическом этюде одну из ролей. Его жена, актриса Дагмара Гавлова, – верную подругу героя. Тонким духовным проблемам посвящена лента ученицы Вайды Барбары Сасс «Именем дьявола», наделавшая немало шума в католической Польше. Ее героиня – монахиня женского монастыря, которая слепо верит настоятельнице. А та, в свою очередь, – неортодоксальному «святому отцу» Франтишеку, посредством экстрасенсорных пассов в духе Кашпировского доводящего коллектив до исступления и социальной изоляции. В общем, секта Виссариона по-польски, но в отличие от нашей – с европейским финалом – приездом полиции. Восхитительна игра Кармен Мауры в «Эскалации» – французской версии пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» в обработке Шарлоты Сильверы. История получилась жесткая, но элегантная, с другими акцентами, нежели у Рязанова в его версии 1988 г., которую, кстати, режиссер даже и не видела. Долгожданное «Шапито-шоу» Сергея Лобана – почти четырехчасовой (!) остроумный и талантливый стеб на тему таких серьезных чувств, как любовь, дружба, уважение и сотрудничество. Бонус: Петр Мамонов в роли почти себя – звезды театра и кино. Кстати, его сын Иван – один из операторов проекта. Еще подарок – место действия: Крым, точнее Симеиз. Всего четыре новеллы – и вам гарантировано райское наслаждение юмором несколько иного качества, чем в «Комеди Клаб». «Открытка» 99-летнего Канэто Синдо – щемящая драма о том, как война проходит танком по человеческим судьбам. О том, как звучит по-японски стихотворение Симонова «Жди меня, и я вернусь». [b]Документальный конкурс[/b] «Счастливые люди: год в тайге» Дмитрия Васюкова и Вернера Херцога. Да, именно таков необычный тандем, создавший эту сагу о таежных охотниках-рыболовах, жителей села Бахта Туруханского района. В соавторстве с великим Вернером Херцогом Васюков рисует картину жизни на просторах Сибири как своеобразный рай на земле – особенно если не обращать внимания на холод и мошек. [b]«Перспективы»[/b] «Секреты, предметы» южнокорейца Ли Ёнми – поэтическая, полная метафор и в то же время приземленно-бытовая история о том, как 40-летняя профессор социологии, пишущая статью о внебрачных связях, влюбляется в своего студента, работающего стриптизером в ночном клубе. Причем рассказ ведется от лица неодушевленных предметов – ксерокса и фотоаппарата героев. [b]«8 1/2»[/b] «Ложковилка» Ясбира Синкха Гхумана – оригинальный гимн политкорректности. История юного гермафродита по имени Спорк, подвергающегося травле в школе. «Чучело» по-американски – и c соответствующим финалом. На школьном празднике оно всем покажет, что талант к полу отношения не имеет. «Мельница и крест» Леха Маевского – кино, без преувеличения, гениальное. В основе фильма – написанный в 1564 г. Питером Брейгелем шедевр «Путь на Голгофу», созданный на сюжет Страстей Христовых. Фильм – музыкальная фантазия на тему судеб 10 персонажей, которых можно увидеть на знаменитом полотне (в их числе – Дева Мария), самого Питера Брейгеля (Рутгер Хауэр) и антверпенского купца, коллекционера предметов искусства Николоса Йонгелинка (его играет Майкл Йорк), по заказу которого художником было создано несколько картин. [b]«Вокруг света»[/b] «Лиссабонские тайны» Рауля Руиса поставлены по роману Каштелу Бранку Камилу. Безумно красивая и высококультурная по изображению картина. В центре событий ХIХ в. – судьбы трех персонажей, странным образом связанные с судьбой мальчика-сироты Педро да Силвы, переплетаются в клубок тайн. [b]Ретроспектива Хелен Мирен[/b] «Буря» Джули Теймор – конечно, сказка, но какая! Гарри Поттер отдыхает! Это же по сути завещание великого Шекспира, причем малоизвестное. Хелен Миррен играет кудесницу Просперу, которая управляет волшебным островом, где безумствует дикарь Калибан, и заботится о своей юной дочери Миранде. Она попала сюда не по своей воле – и вот ее враги теперь в ее руках. Как она с ним поступит? Затмит ли ей сладость мести разум и волю? [b]«Свободная мысль»[/b] «Поцеловать Билла» Эмели Валлгрен и Инны Хольмквист – остроумная шведская комедия про 14-летних фанаток группы Tokio Hotel. Со всей страстью, на которую только способны девочки в этом возрасте, Анжела и Арина мечтают о поездке в Лондон, чтобы сфотографироваться с куклой Билла Каулитца в Музее мадам Тюссо. История как смешная, так и грустная – и очень типичная. «Величайший фильм из всех когда либо проданных» Моргана Сперлока – высококлассный стеб о рекламе, брендинге и продакт-плейсменте, сделанный на деньги брендов, рекламодателей и за счет продакт-плейсмента. Как бы легкое расследование жесткой логики существования рекламного мира, затрагивающее очень серьезные проблемы.