Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

На какие уловки мошенников может попасть человек на улице? Полицейский с Петровки

На какие уловки мошенников может попасть человек на улице? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Венские стулья

Венские стулья

Заявление о пропаже человека

Заявление о пропаже человека

Булочные в Москве

Булочные в Москве

Роман Костомаров

Роман Костомаров

Азартные игры

Азартные игры

Разновидность скворечников

Разновидность скворечников

Древнейшая профессия: барабанщик

Общество

[i]Продолжая тему основных музыкальных инструментов и людей на них играющих, наш ведущий музыкальной страницы «Попурри-мастер» Капитан Макс – сам по музориентации барабанщик – предлагает сегодня поговорить об ударных инструментах. Вспомнить их историю, определить место ударных в оркестре и в жизни.[/i][b]Современники мамонтов[/b] Если остановить на улице любого далёкого от музыки человека и задать ему вопрос: «Чем рок-н-ролл отличается от вальса?», то человек этот выпучит глаза и ответит: «Да всем!» А чем всё-таки конкретно? Прежде всего темпом и ритмом! А кто в ансамбле отвечает за темпо-ритмы? От кого в первую очередь зависит зрительский настрой – впадут ли зрители в элегическое настроение или потянутся в проходы танцевать? Вы уже, наверное, догадались – от барабанщика! Барабаны – сердце любого ансамбля. И сердце это обязано биться надёжно и ровно. Один маленький сбой, и музыка рассыпается в «какафонию». Какой неожиданный каламбур! Так что разговаривать сегодня будем о барабанах и барабанщиках – людях как-то слабо у нас почитаемой профессии. Профессии, которая по древности могла бы поспорить с первой древнейшей. Наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Южной Америки, и находки древнейших тамтамов при раскопках в Месопотамии доказывают, что барабаны как приспособление для извлечения звука появились не позже шести тысяч лет до нашей эры. А может, и значительно раньше.Так что по самым скромным подсчётам барабанщики играют на музыкальных инструментах, которым восемь тысяч лет и которые звучали тогда, когда вопрос о струнных, клавишных или каких-либо других инструментах вообще не стоял. Изначально африканские народы использовали барабаны для того, чтобы привести племена в боевую готовность, передать важное сообщение и, конечно, для исполнения культовой и обрядовой музыки. Изготавливались они из полых стволов деревьев, на которые натягивались выделанные шкуры животных. Впоследствии разными путями – как правило, в результате войн и нашествий барабаны постепенно распространились по миру, обзавелись тарелками, в начале XX века сгруппировались в ударные установки и превратилисьв современный музыкальный инструмент.[b]Без чертёжников – никуда[/b] Стремительная эволюция объединения барабанов разного назначения в единую ударную установку закончилась в 50-е годы ХХ века. И внешне тогдашняя установка выглядела почти так же, как сейчас. Но это внешне. Совершенствовались тарелки, придумывались новые конструкции креплений, применялись новые материалы. Революционным изобретением стали синтетические мембраны, в просторечии называемые «пластиками». В 60-х было освоено их промышленное производство, освободившее несчастных барабанщиков от причуд чувствительных к погоде телячьих шкур. Появление пластиков инициировало ещё один серьёзный шаг к совершенству. Новые мембраны отлично держали настройку, и стало возможным очень точно настраивать каждый барабан на определённую ноту. А это в свою очередь дало возможность получать совокупный звук по-разному настроенных верхних и нижних пластиков. Звучание стало более объёмным и гармоничным. Советские музыканты о таких чудесах могли только мечтать. Но где наша не пропадала?! А «наша», как мы знаем, не пропадала практически нигде. Вместо обвисающей в непогоду кожи наши умельцы приноровились натягивать на обручи тонкую пластиковую плёнку – кальку, предназначенную для копирования чертежей. После более-менее сильного удара на «кальке» оставалась заметная вмятина, которую потом в паузе музыкант выправлял поднесением к ней зажжённой сигареты. Дело это было тонкое: одно неверное движение – и в самодельной мембране образовывалась оплавленная дыра. Но и оставлять на поверхности пластика вмятину было нельзя. Очень уж смотрелось некрасиво. Пластики – это было ещё полбеды: в свободной продаже из ударных наблюдались лишь красные пионерские барабаны, полосатые маракасы, хромированные треугольнички для звона и палочки – 50 копеек пара. Палки были очень плохими – кривыми и лёгкими. Вся барабанная Москва ездила на Профсоюзную к умельцу Владимиру Рамзани, который на домашнем токарном станочке точил грабовые палки – удобные, прямые и прекрасно звучащие (1 р.50 к.). Позже Рамзани стал делать и конкурентоспособные дефицитнейшие малые барабаны. Потом он куда-то пропал. Поговаривали, что сел. И московские барабанщики обматывали синей изоляцией музпромовские размочаленные палки вплоть до восьмидесятых годов, когда в магазинах начали появляться относительно приличные палочки чешского и немецкого производства.[b]Особенности национального барабанизма[/b] А начиналось-то как хорошо! На Руси первые упоминания о предметах, по своим функциям напоминавших барабаны, относятся примерно к IX веку нашей эры. В сохранившихся документах говорится о ратном набате, представлявшем собой огромнейший котёл с натянутой кожаной мембраной. Удары по мембране производились с помощью специальной колотушки – вощаги. Ратные набаты применялись как пехотой, так и конницей, и перевозились на 4 лошадях. А «играли» на них сразу восемь сильных мужчин. При помощи условных сигналов набатами в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались команды и наводился ужас на врагов, которые не догадывались заткнуть уши воском, как это делали сами набатчики. В быту на Руси активно использовался и барабан небольшого размера. Это – внешне почти не изменившийся с доисторических времён бубен. Под звонкие удары и под мелодичный перезвон прикреплённых к инструменту бубенцов плясали скоморохи, без которых не обходился ни один праздник. Но за настоящую – масштабную популяризацию барабанов в нашей стране первым взялся царь Пётр (за что, наверное, и получил наименование «Первый»). Ещё в детские годы он по достоинству оценил эмоциональное воздействие барабанных ритмов и, когда вступил на престол, специальным указом придал каждому воинскому соединению, начиная от сотни, специального барабанщика, который сопровождал войска на марше, а в бою вдохновлял своей игрой во время атаки. Царь и сам был не чужд ударных. По словам современников, он неоднократно брался за палочки и «выказывал отменную барабанную сноровку». Барабанщики при Петре были людьми уважаемыми и находились в войсках на особом положении. Как знаменосцы.Дальше было похуже. Репутацию барабанщиков сильно подпортил народный жаргонизм «отставной козы барабанщик». Так и виделся при этом никому не нужный мужичонка с пробитым барабаном, отирающийся где-то в районе бородатой козы. Да не элитной молоконосной красавицы-козы, а какой-то совсем уж неказистой, отставной. В общем, неприглядное дело! Имидж барабанщиков немного поправился в героикопионерский период: «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара и «Республика ШКИД» («Эй, голоногий! Не потеряй бубен!»). Потом, в эпоху развитого социализма, барабанщиков начали величать ударниками. Смутные ассоциации с ударной работой и бригадами коммунистического труда подняли ударников-барабанщиков на новую социальную ступень, и это стало ещё одним небольшим шажком к их общественной полноценности. Которой они по большому счёту не добились до сих пор. Пора потихоньку начинать восстанавливать справедливость! [b]Барабан был плох…[/b] Что же такое барабанщик в ансамбле? Тут надо прежде задаться вопросом: из чего складывается комплекс достоинств, определяющий пригодность конкретного человека для работы в данном коллективе? Из человеческих качеств, из состояния нервной системы, возраста, честности, ну и, конечно, из специфических музыкальных возможностей. Но это индивидуальное мастерство не всегда стоит на первом плане. Вот, например, барабанщик супергруппы «Роллинг стоунс» Чарли Уоттс.По своим «тактико-техническим» показателям он слабее многих учеников любой барабанной школы. Но! Изыми его из состава – это будут уже не те Rolling Stones, не та группа. Показательна в этом смысле и история культовой группы Led Zeppelin. «Цеппелины» вырвались на музыкальный простор в начале семидесятых и быстро стали одной из самых известных групп в мире. А всё благодаря совершенно необычной для того времени ритмической основе композиций. Это была заслуга их барабанщика Бонема. И когда в 1980 году Джон Бонем скоропостижно скончался, группа прекратила своё существование. Были, конечно, попытки заменить барабанщика – приходили вполне достойные кандидаты, способные сыграть «в ноль» все технические приёмы Бонема, но у того присутствовал ещё и особый человеческий дар, некая духовная ипостась, прежде объединявшая ансамбль. Ни один из претендентов не мог предъявить ничего подобного, и ансамбль развалился. Хотя состоял из музыкантов, каждый из которых представлял собой большую самостоятельную творческую величину. Уникальный гитарист Джимми Пэйдж, потрясающий вокалист Роберт Плант потом много работали в параллельных проектах, но достичь уровня старых Led Zeppelin так и не смогли. А недавно группа снова собралась в оригинальном составе и организовала мировое турне. И кто бы вы думали играет там на барабанах? Сын Джона Бонема – Джейсон. Удивительным образом сын вернул ансамблю ту незримую связь, ту духовную общность, которая присутствовала в группе при его отце. Это ли не чудо?! Это ли не подтверждение уникальной роли ударных инструментов! Похожая история приключилась с известным английским ансамблем Def Leppard, исполнявшим довольно сложную музыку. Однажды в результате автокатастрофы их барабанщик Рик Аллен потерял левую руку. Но группа не поменяла ударника. Аллен сконструировал приспособления, обеспечивавшие «ножной привод» к тем инструментам, на которых он играл потерянной рукой. Как оказалось, талантливый парень может играть и с одной рукой – и играет до сих пор, своим мужеством только добавляя популярности группе! [b]Пятак на стене [/b]Однажды в детстве я читал, кажется, Куприна. Там у него в одном рассказе старый полковой барабанщик, объясняя молодому, как нужно барабанить марши, приложил к стене медный пятак и играл по нему палочками дробь таким образом, что пятак не падал, а «висел» на стене будто приклеенный. Вы только представьте себе, с какой скоростью и точностью должны ложиться палочки на монету, чтобы добиться такого эффекта. Современные барабанщики до таких чудес не снисходят. Ссылаются на то, что подобные дроби нужны были только военным барабанщикам прошлого, которые, кроме этих самых дробей, больше и играть ничего не умели.Может, и правы. Но какого же уровня мастерства можно добиться занятиями и прилежанием! А теперь о так называемой развязке. Вот вы, дорогой читатель! Положите себе левую руку на грудь (дамы могут – на живот). И поглаживайте себя этой левой рукой круговыми движениями. Одновременно правой рукой следует ритмично постукивать (только не бейте сильно) себя по макушке. У большинства людей такое простое упражнение на координацию с первого раза не получается. Конечно, любой гитарист или пианист такую штуку запросто сделает, ведь сплошь и рядом им приходится играть каждой рукой разную партию. Поэтому у них определённый навык выработался. Но это гитаристыпианисты. И только руками. А ведь барабанщик обязан играть всеми ЧЕТЫРЬМЯ конечностями. И тоже всё разное! Для наглядности можно себе представить человека, держащего в пальцах рук и ног четыре шариковые ручки и пишущего одновременно четыре разных текста. Или один текст, но на разных языках. Или четыре разных текста на разных языках! Именно по такому принципу играет барабанщик-виртуоз Марко Миннеманн. по чьей школе занимаются десятки тысяч юных учеников.[b]P.S.[/b] [i]В России, а особенно в Москве, очень много хороших барабанщиков. Выделить кого-то одного или нескольких – значит обидеть остальных. Поэтому в этой статье упомянуты одни иностранцы. За исключением автора.[/i][b]CODA:[/b]В 80-е годы прошлого века появились барабанные синтезаторы – так называемые «драм-машины». Они могли воспроизводить звук любого барабана или тарелки. Но самое главное – в драм-машину можно было «вбить» любой ритмический рисунок, в любом темпе, со всеми остановками или сольными кусками. А потом на концерте нажать кнопку, и звучал качественный барабанный подклад песни или композиции. Машинка никогда не ошибалась, играла идеально ровно, анашу не курила, водку не пила и денег за выступление не просила. Новинка моментально прижилась. Тысячи барабанщиков остались без работы. Правда, продолжалась эта синтетическая вакханалия недолго.«Мёртвые» барабаны при живом оркестре слепо гнали свою выхолощенную партию, никак не реагируя на сценическую жизнь вокруг. Пропала Душа. Исчезло чудо, которое музыканты совместно ежесекундно творят во время концерта. И барабанщики с триумфом вернулись из «изгнания». Они даже не обиделись, они и не сомневались, что так будет. Потому что никакая, пусть даже очень совершенная машина человека заменить не может. А барабанщика тем более! В общем, бей, барабан! [b]Капитан Макс[/b]

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.