Высоцкий: идем смотреть, вспоминать, спорить
Сюжет:
ВысоцкийКартина о всенародно любимом певце не могла не вызвать яростных споров — ведь у каждого из нас есть «свой» Высоцкий.
«Вечёрка» узнала у знакомых поэта, его биографов и почитателей, что они думают о фильме.
ВЛАДИМИР НОВИКОВ
профессор МГУ, автор книги о Высоцком в серии «Жизнь замечательных людей»:
— Задача русской культуры — передать такую важную ценность XX века, как Высоцкий, веку XXI. Тут надо, говоря словами Мандельштама, «своею кровью склеить двух столетий позвонки». С фильмом можно спорить по частностям (например, клиническая смерть была не 25, а 28 июля), но в целом эпоха воссоздана не «музейно». Очень интересное, смелое соединение fiction (типологизированные персонажи) и non-fiction (сам Высоцкий) — это эстетика XXI века. Поначалу меня удивило несходство Севы Кулагина в исполнении Ивана Урганта с реальным Всеволодом Абдуловым, а потом я понял: Ургант — это как бы цитата из XXI века, это элемент новой, молодежной эстетики.
В фильме использовано совсем немного песен Высоцкого, но это оправданно. Для привлечения внимания зрителей вполне достаточно маленьких цитат. А потом произведения Высоцкого все им скажут сами.
ЛАРИСА ЛУЖИНА
актриса:
— На официальный просмотр меня не пригласили. Тут без комментариев. Пойти на фильм хочу. И знаю, что пойду. Но думаю об этой встрече со страхом, с опаской. Точно внутри меня сидит кто-то и задает вопрос: нужно ли это было делать?
ГАЛИНА АКСЕНОВА
доцент Школы-студии МХАТ (из записи в блоге http://starkino.livejournal.com/4639.html):
— В феврале 1979 года я, студентка Ленинградского института театра, музыки и кино, пришла на трехмесячную театроведческую практику в Театр на Таганке. Высоцкий пригласил меня на концерт. Потом было еще несколько коротких разговоров с Владимиром Семеновичем в театре, а летом 1979 года меня приглашали слетать в Узбекистан.
Я отказалась. В мае 1980 года я стала женой любимого человека — Вениамина Смехова. Я видела Высоцкого на сцене на последних июльских спектаклях «Гамлет».
Кто играет Высоцкого? Мне кажется, что этот «секрет»… мистического происхождения и было бы лучше, если бы он остался тайной. Любимов в своих спектаклях о Пушкине и о Маяковском не хотел, чтобы великого поэта играл один актер — реальный человек. В этой картине Высоцкого играют: актер, пластический грим и магия голоса. Важнейшей ролью Высоцкого был Гамлет, который шел на риск и на смерть, повинуясь Призраку своего отца. Никита Высоцкий (и вся команда создателей) делает «призрак отца» живым. Такие фильмы могут оказаться сеансом психотерапии для нации, расшатавшейся вместе с веком, когда уже не в первый раз, говоря метафорически, дети выбрасывают отцов из могил.
КСЕНИЯ СОБЧАК
телеведущая:
— Высоцкий в этом фильме гений, но прежде всего наркоман. Может, так и было, я не знаю, но это жестко… Фильм позитивный, добрый, грим невероятный. Высоцкого играет Безруков, но он настолько неузнаваем, что смело можно было назвать фильм «Маска».
МИХАИЛ ШЕМЯКИН
скульптор:
— Фильм не смотрел и не пойду. Потому что у меня есть свой собственный Володя. Сделать второго такого невозможно. А клонов я не люблю.
Ну что же, как говорится, сколько зрителей, столько и мнений — а у вас, уважаемые читатели «Вечёрки», возможно, будет свое собственное — так поделитесь!