Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Как убивали Зощенко и травили Ахматову

Развлечения
Как убивали Зощенко и травили Ахматову

[b]Преданья старины глубокой[/b]Сегодня о литературе не говорят. О писателях почти не вспоминают. Власть книгами не интересуется. Есть нефть, газ, недвижимость – это более весомо, престижно и денежно. Эти лакомые куски делят. Пилят.Распределяют. Рассовывают прибыли по карманам. А литература? Это даже не бедная Золушка, а какая-то несчастная бомжиха. Не сегодня-завтра зачистят. Останутся лишь Интернет да мобильные телефоны с sms-ками: «Киса, я купила пиво». А когда-то!..В славные советские времена литература была грозным идеологическим оружием, вокруг которого кипели шекспировские страсти и разыгрывались писательские трагедии.Так, 60 лет назад, аккурат в августе 1946 года, произошла очередная литературная катастрофа: вышло постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Старшее поколение наверняка его помнит (и от ужаса содрогается), а молодым следует напомнить в назидание, как жили их предки и что им приходилось испытывать.Постановление ЦК было принято 14 августа. Первое сообщение о нем в печати появилось 20 августа. 21 августа – в «Правде», главной газете страны. 4 сентября состоялось заседание президиума Союза писателей по поводу постановления ЦК. И понеслось!..[b]На заседание вас вызовут…[/b]А началась эта вакханалия 7 августа, но до того тайно вызревала в кремлевских коридорах. В итоге группу ленинградских писателей (Саянов, Прокофьев, Лихарев, Капица, Левоневский, Никитин – господи, кто помнит сейчас эти имена?!) срочно вызвали в Москву.Дмитрий Левоневский вспоминал: «7 августа мы проходим в бюро пропусков ЦК. Поднимаемся в отдел агитации и пропаганды. Короткая встреча с Ждановым и Александровым. Получаем подтверждение, что предстоит обсуждение работы ленинградских журналов. Никаких подробностей. Лица спрашивающих непроницаемы. Одна реплика Александрова звучит в нашем сознании тревожно: «Просьба из гостиницы «Москва» никуда не уходить. На заседание вас вызовут… По телефону не разговаривать. Никого из московских писателей не приглашать. Ни с кем в контакты не вступать». Уходим из здания ЦК ошарашенные…»[b]Вождь дал команду «фас!»[/b]9 августа состоялось заседание оргбюро ЦК ВКП(б). На нем решался вопрос о ленинградских журналах, вопросы театральные, о репертуаре и еще два-три вопроса.Сохранились воспоминания Всеволода Вишневского: «Ровно в 8 заседание началось на 5-м этаже в Мраморном зале… Сталин был не в военной форме… Он бросал много реплик. Я по своей привычке записывал, так как считаю, что каждое слово, которое сказал товарищ Сталин, для нас важно и ценно».Далее Вишневский скрупулезно записал сталинские высказывания о Зощенко. О его рассказе «Приключение обезьяны»: «Рассказ ничего ни уму, ни сердцу не дает. Был хороший журнал «Звезда». Зачем теперь даете место балагану?..»О другом журнале: «Появились у вас в «Ленинграде» замечательные вещи, бриллианты, но почему теперь нет? Что, материала мало?..»О Зощенко: «Человек войны не заметил. Накала войны не заметил. Он ни одного слова не сказал на эту тему… Почему я недолюбливаю Зощенко? Зощенко – проповедник безыдейности… и советский народ не потерпит, чтобы отравляли сознание молодежи… Не обществу перестраиваться по Зощенко, а ему надо перестраиваться, а не перестроится, пускай убирается к чертям».«А Анна Ахматова? Что у Анны Ахматовой можно найти? Одно, два, три стихотворения… У нас журналы не частные предприятия… Наш журнал – журнал народа. Он не должен приспосабливаться к Ахматовой. Нам надо воспитывать новое, бодрое поколение, способное к преодолению любых трудностей…»Вождь дал команду «фас!»[b]«Пасквилянт» и «барынька»[/b]И Всеволод Вишневский первым оскалил зубы. Уже на следующий день, 10 августа, в газете «Культура и жизнь» появилась его статья «Вредный рассказ Мих. Зощенко».Встречаясь с американскими журналистами в том же августе, Вишневский говорил: «Толкуют о Зощенко… Кто он такой? Офицер царской армии, человек, который перепробовал ряд профессий без удач и толка и начавший в 1922 году писать сатирические рассказы… Они в ту пору били мещан, обывателей… Но потом в стране произошли грандиозные изменения. Страна в 9 раз удвоила свой индустриальный потенциал… А Зощенко, замкнутый, угрюмый, стареющий, все продолжал писать свои сатиры… Это надоело… Это раздражало…» Таково частное высказывание, вдохновленное решением сверху. А постановление ЦК уже расставило все точки над «i».Находящемуся в Париже Илье Эренбургу Николай Тихонов рассказывал, как Сталин заявил, что Ахматова и Зощенко – «враги».Жданов выступил в Ленинграде перед писателями. Он говорил о Зощенко: «пошляк», «пакостничество и ерничество», «пасквилянт», «бессовестный литературный хулиган». Об Ахматовой: «поэзия взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельной».[b]Идеальные кандидатуры[/b]Сегодня мы знаем больше, чем знали тогда. Постановление о литературе имело отнюдь не литературную подоплеку, а политическую, и отражало аппаратную интригу: технократы-прагматики (Берия, Маленков) против ленинградцев-русофилов (Жданов, Кузнецов, Вознесенский).Жданова поставили в такое положение, что он был вынужден не только рявкнуть на писателей и на всю интеллигенцию, но и нанести удар по своим. После чего началась адская кампания против «раболепствующих перед Западом антипатриотов», то бишь космополитов.Примечательно, что ошельмованные Ахматова и Зощенко в некотором смысле попали под удар случайно: нужны были знакомые имена, а они под литературные репрессии подходили почти идеально. Имена, а не жизни. Их не арестовали, не сослали, не расстреляли. Просто отлучили на некоторое время от литературы. Ахматова выдержала удар, не сломалась. А вот Зощенко сломался, что и привело его к ранней смерти.Михаил Зощенко никак не мог понять, почему его пинали ногами и власть, и коллеги. Он спросил могущественного Фадеева, в чем дело, и тот ответил: «На тебя обиделся сам хозяин: писать надо непременно ему. И Зощенко написал письмо Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Я никогда не был антисоветским человеком…» И в конце письма: «Я никогда не был литературным пройдохой или низким человеком, или человеком, который отдавал свой труд на благо помещиков и банкиров. Это ошибка. Уверяю Вас».Спасая мужа, и Вера Зощенко обратилась к Сталину с пространным посланием: «Цель моего письма – чтоб Вы поверили, что Михаил Зощенко никогда не был и не мог быть антисоветским человеком, пошляком и грязным пасквилянтом, что дело всех честных советских людей – и его дело, в котором он кровно заинтересован, что он всегда думал, что своим трудом приносит пользу и радость советскому народу, что не с злорадством и злопыхательством изображал он темные стороны нашей жизни, а с единственной целью – обличить, заклеймить и исправить их. Цель моего письма – чтобы Вы, кого я так высоко ставлю, мнением кого дорожу, как святыней, знали правду. Я ничего не прошу, потому что просить нечего…» Письма не помогли. Вполне возможно, что вождь даже не удосужился их прочитать.А тем временем пункт постановления ЦК «прекратить доступ в журнал произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных» начал активно осуществляться. Кислород был перекрыт.[b]«Миша, не погуби!»[/b]«Мне теперь почти никто не звонит, – говорил Зощенко Леониду Утесову, – а когда я встречаю знакомых на улице, некоторые из них, проходя мимо меня, разглядывают вывески на Невском так внимательно, будто видят их впервые».Один из таких знакомых с криком: «Миша, не погуби!» – перебежал от Зощенко на другую сторону тротуара. Печататься было невозможно, и Зощенко приходилось заниматься поденной работой – переводами, правкой, чтобы не умереть с голода.Он, кстати, блистательно перевел повести финского писателя Майю Лассила – «За спичками» и «Воскресший из мертвых».В одном из писем в ноябре 1950 года Зощенко писал: «…я теперь стал настоящим переводчиком… фамилию мою поставили в книге столь мелкой печатью, что не сразу можно отыскать. Но под старость я вовсе растерял остатки честолюбия…» Из письма к Федину: «…Выхожу из четырехлетней беды с немалым уроном – «имение разорено, и мужики разбежались». Так что приходится начинать сызнова. А за эти годы чертовски постарел и характер изменился к худшему, – как видишь – стал даже просить денег, чего ранее не бывало…»[b]Перепуганная душа[/b]Сталин умер 5 марта 1953 года, а в июне того же года Зощенко вновь приняли в Союз писателей.В начале 1958 года он писал Корнею Чуковскому: «С грустью подумал, что какая, в сущности, у меня была дрянная жизнь, ежели даже предстоящая малая пенсия кажется мне радостным событием. Эта пенсия (думается мне) предохранит меня от многих огорчений и даст, быть может, профессиональную уверенность…» И далее с горьким вздохом: «писатель с перепуганной душой – это уже потеря квалификации…» «Последний раз я видел его в апреле 1958 года, – вспоминал Корней Чуковский. – Он приехал совершенно разрушенный, с потухшими глазами, с остановившимся взором. Говорил медленно, тусклым голосом, с долгими паузами… Я попробовал заговорить с ним о его сочинениях. Он только махнул рукой: «Мои сочинения? Какие мои сочинения? Их уже не знает никто. Я же сам забываю свои сочинения…» 22 июля 1958 года Михаил Зощенко умер, не дожив неделю до 63 лет.«Гражданскую панихиду провели на рысях. Союзное начальство дрейфило», – так выразился писатель Пантелеев. Хоронили Михаила Михайловича в Сестрорецке. Хлопотали о Литературных Мостках – не разрешили. А сгубили ведь классика русской литературы. Не поставили к стенке, но убили иным способом. И остается только вспомнить строки из одного рассказа Зощенко: «Рисуется замечательная жизнь. Милые, понимающие люди. Уважение к личности. И мягкость нравов. И любовь к близким. И отсутствие брани и грубости…» («Страдание молодого Вертера», 1933).[b]Наотмашь[/b]А теперь вспомним Анну Андреевну Ахматову. В августовском постановлении ЦК 1946 года о ней сказано: «Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии.Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетизма и декадентства, – «искусства для искусства», не желающего идти в ногу со своим народом, – наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимыми в советской литературе». Вот так, наотмашь.«Вещунья, свидетельница, плакальщица», – называл Ахматову Сергей Аверинцев. Она в 1917 году пророчески писала:[i]Теперь никто не станет слушать песен.Предсказанные наступили дни.Моя последняя, мир больше не чудесен,Не разрывай мне сердце, не звени.Еще недавно ласточкой свободнойСвершала ты свой утренний полет,А ныне станешь нищенкой голодной,Не достучишься у чужих ворот.[/i]Чужие ворота – это тюрьма, куда был посажен во времена сталинских репрессий сын Анны Ахматовой – Лев Гумилев. Он стал заложником, а она вместе с народом испила горькую чашу страданий и слез:[i]Это было, когда улыбалсяТолько мертвый, спокойствию рад.И ненужным привеском болталсяВозле тюрем своих Ленинград.И когда, обезумев от муки,Шли уже осужденных полки,И в короткую песню разлукиПаровозные пели гудки.Звезды смерти стояли над нами,И безвинная корчиласьРусь Под кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь.[/i]Черные маруси – это машины, которые ночами приезжали за жертвами, чтобы их арестовать.[b]Августовский гром[/b]В августе 1954-го из Прокуратуры СССР пришел ответ на очередное ходатайство Анны Андреевны: «Для пересмотра приговора Льву Гумилеву нет никаких оснований». И точка.Так что литературное постановление ЦК для Ахматовой стало всего лишь очередным пинком власти. «В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,/Везде, где просыпаться надлежит/Таким, как я…» – писала Ахматова в одном из стихотворений 1955 года.Вернемся к началу нашего рассказа. 1946-й – первый мирный послевоенный год. В апреле Ахматову пригласили в Москву. Она выступала в Колонном зале Дома союзов. Москва и вся страна были воодушевлены надеждами. Осенью обещали отменить карточную систему. А в августе грянул гром… Предназначенное к выходу в свет «Избранное» Ахматовой не вышло. И лишь 12 лет спустя, в декабре 1958 года, был подписан к печати тоненький вишневый сборничек Анны Андреевны – 127 страничек, из них почти половина – переводы. Да еще со списком опечаток: напечатано «мрагные» – читать «мрачные».[b]Царица Анна Российская[/b]В отличие от Зощенко, Анна Ахматова мужественно перенесла все злоключения судьбы, а их было немало.[i]А здесь, в глухом чаду пожара,Остаток юности губя,Мы ни единого удараНе отклонили от себя.[/i]Это было написано до 1946 года и, как всегда, пророчески точно. Недаром Анну Андреевну звали Кассандрой.Постепенно тучи рассеялись, и на поэтическом горизонте вновь ярко засияла звезда Анны Ахматовой. Ну а кто теперь помнит грозы и молнии Андрея Жданова, этого сталинского сатрапа? Пожалуй, только историки. А Ахматову знают все. Она – царица Анна Российская. И все же, все же…В автобиографической прозе Ахматовой можно прочитать: «Теперь, когда все позади – даже старость, и остались только дряхлость и смерть, оказывается, все как-то, почти мучительно проясняется – (как в первые осенние дни), люди, события, собственные поступки, целые периоды жизни. И столько горьких и даже страшных чувств возникает при этом…» Мужество мужеством, а горечь горечью.[b]На илл.: [i]Михаил Зощенко.[/b][/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.