Рost Scriptum, или 13 лет спустя
Сегодня аналитическая программа «Постскриптум», которая выходит каждую субботу на канале «ТВ Центр», отмечает тринадцатилетие. Встретившись с ее автором, руководителем и ведущим Алексеем Пушковым, мы выяснили, что к числу «13» у него самое спокойное отношение, и узнали 13 интересных фактов из жизни программы и самого ведущего. 1. «Постскриптум» появился на телеэкранах в 1998 году – вначале в виде ежедневных 10-минутных выпусков.– Мне в течение одной недели, практически одновременно, поступило сразу два интересных предложения, – рассказывает Пушков.– Первое – создать конкурентоспособную аналитическую программу на «ТВ Центре».И второе – возглавить Управление внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел. Это посольская должность с отличными перспективами. Когда-то, еще при Громыко, это управление считалось суперэлитным.Тем более что я по образованию дипломат, специалист по внешней политике. Три дня я пребывал в состоянии острого внутреннего кризиса. Потому что, как разумный человек, я должен был, конечно же, согласиться на второе предложение, поступившее от Евгения Примакова. А на «ТВ Центре» мне давали год на раскрутку.Если бы у меня ничего не получилось, то – всё, а Примаков подобные предложения, как вы понимаете, два раза не повторял. Но в конце концов верх взял дух авантюризма и, возможно, свободного творчества. Знаете, как на рыбалке: что поймаешь – непонятно, но интересно. Как-то на майские праздники ездил в Америку, ловил рыбу во Флоридском заливе. Хозяин лодки сказал: можно наловить много форели, но не очень большой. Но клев бесподобный. А в другом месте клюет намного реже, зато есть вероятность выловить акулу или рыбу-пилу… На что я сказал: «Едем туда, где большая…»2. В 1999 году Пушков обратился к Олегу Попцову, тогда еще гендиректору «ТВ Центра», с предложением делать «Постскриптум» как большую итоговую еженедельную программу.– Получил отказ, – вспоминает Алексей Константинович.– В это время мне пришло приглашение поехать профессором в Гарвард. И я сказал руководству канала: «Или вы даете мне делать «Постскриптум» в еженедельном формате, или – вот билеты, вот приглашение, – я уезжаю в Гарвард». Результат, собственно, известен.3. За 13 лет в программе было много эксклюзивных интервью с мировыми лидерами – Генри Киссинджером, Кондолизой Райс, премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, Александром Квасьневским в бытность его президентом Польши, генсеком НАТО Хавьером Соланой и многими другими. Алексей Пушков был одним из немногих и уж точно последним журналистом, которому дал интервью в своей резиденции (которую сейчас разбомбили) лидер Ливии Муаммар Каддафи.– Это была очень интересная встреча, – рассказывает Пушков. – Самое поразительное – я в ходе этого интервью критиковал Обаму, а Каддафи говорил о том, что Обама – сын Африки, и поэтому он его поддерживает. И хотел бы, чтобы Обама пожизненно оставался президентом США. Не думаю, что Каддафи хочет этого сейчас…4. Кроме политических, в программе есть и другие серьезные темы и сюжеты – научные «штудии», как их называет автор и ведущий «Постскриптума». К примеру, 10 лет назад в программе впервые был показан сюжет о замерзании Северной Европы – все восприняли это как фантастику. Или рассказ о пришельцах, якобы живущих на дне Марианской впадины… Но, что самое интересное, судя по исследованиям социологов, такие «облегченные» сюжеты смотрит не больше, а порой и меньше телезрителей, чем серьезные аналитические материалы.– Я категорически против скучных программ, – говорит Пушков. – Как писал Ницше: «Перед лицом скуки даже боги слагают знамена». А что уж говорить об обычном зрителе! Но в нашей программе удалось, как мне кажется, найти сочетание интеллектуальности и популярности.5. Хотя в программе появляются новые рубрики, автор и руководитель «Постскриптума» не особенно старается менять их.– То, что работает, от чего зритель не устает, то, что ему интересно, надо сохранять, – уверен Пушков. – У нас стало больше материалов рубрики «По страницам истории». Идет довольно много материалов о кино, о людях, связанных с ним. У нас был сюжет о фильме «Generation P», будет – о Ларсе фон Триере после его скандальных высказываний в Каннах. У нас было очень много различных материалов об актерах, режиссерах – от Тарантино до Анджелины Джоли.6. Если раньше рубрики в программе обозначались, то сейчас они идут без названий.– Мы продолжаем рубрику, я ее условно называю «За семью печатями» (она – о тайнах мировой политики, которые так и остались нераскрытыми).Это и убийство Джона Кеннеди, и 11 сентября 2001 года – тогда же в Нью-Йорке три здания рухнуло, хотя все знают только о двух. Третье здание – «Билдинг № 7» – обрушилось через пять часов после того, как рухнули башни-«близнецы».Самолет в него не врезался, почему же здание обрушилось? Это тайна, которую в США даже не пытаются объяснить.Убийство Бен Ладена из этой серии, поразительная история со Стросс-Каном...7. Главный консультант Алексея Константиновича – жена, Нина Васильевна.– Нина – актриса по образованию, окончила Щукинское театральное училище, снималась в кино. Последние годы снимала телефильмы о культуре, – рассказывает Алексей Константинович. – Жена не пропускает ни одну мою передачу. Если мы уезжаем за границу, смотрит ее в записи и потом высказывает мне свое мнение. И я доверяю ее оценке.У Нины на удивление объективный взгляд.8. Что касается имиджа ведущего, то и в этом вопросе ему помогли советы супруги.– Я пробовал много разных вариантов, – вспоминает Пушков.– Мне предлагали профессорский образ: человек в кожаном кресле, с трубкой, без галстука, но в пиджаке. Мы с женой его отвергли. Это подходит для чисто интеллектуальной программы – неспешный разговор в ночном эфире. Некоторые стилисты говорили: «Вы должны быть более современным, вам нужны костюмы необычных цветов». Навязывали образ этакого метросексуала, но я отказался, настоял на динамичном и серьезном образе человека, принадлежащего к политическому и дипломатическому мирам, – человека, которому доверяют. Мы решили, что мне подойдет современный, но солидный костюм.9. В гардеробе ведущего 20–25 костюмов и пиджаков и около сотни галстуков.– В «активной зоне» у меня 25–30 галстуков, в которых я появляюсь в эфире, – рассказывает автор и ведущий «Постскриптума». – Есть галстуки, которые хороши в жизни, но не очень хорошо смотрятся в студии. «Экранный» галстук должен быть рельефным, он не может быть ни слишком бледным – такой не фиксирует на себе внимание, ни слишком темным – этот скучный, имеет бюрократический вид.Слишком яркий галстук не вызывает доверия к его хозяину.Ему особо нечего сказать, и он вас давит своим галстуком.Галстук должен подчеркивать индивидуальность ведущего.Вы знаете, я из семьи дипломата и сам дипломат, Нина говорит, что я родился в галстуке, мне нравится их носить.И зрителям нравится. Представляете, они ждут моих галстуков, особенно женская аудитория, а потом обсуждают их – какой очень понравился, какой – меньше… Что касается костюмов, то зимой – темная гамма, летом – светлая. Под Новый год могу появиться в относительно ярком пиджаке. Некоторая фантазия в области костюмов и галстуков подсказывает зрителям, что это авторская программа, а не официозная.Но главное на экране другое – мысль, аргументы, доводы, логика, а не самолюбование.Если люди видят, что ведущий нарядился, чтобы впечатлить их, то доверять ему не будут.10. Когда «Постскриптум» стал выходить в 1998 году, автор и ведущий прикидывал, что 10 лет для программы вполне будет достаточно… – Но сейчас, если посмотреть на рейтинги программы, – по которым, кстати, «Постскриптум» постоянно занимает первые строчки, – можно с уверенностью говорить о том, что у программы еще очень большой запас прочности, – считает Алексей Константинович. – Тринадцатилетие – это определенный рубеж, до которого многие программы не доживают. Во всяком случае, ни одна авторская аналитическая программа на нашем телевидении так долго не существовала. Следующий наш рубеж – пятнадцатилетие.11. С мая «Постскриптум» снимается в новой студии.– Она более динамичная, – говорит телеведущий. – Студия, как и раньше, представляет собой кабинет, но гораздо более современный. Предыдущий был всем хорош, но создавал ощущение некоторой консервативности. И потом – как бы вам ни шел костюм, нельзя ходить в одном и том же. Поэтому решили, что надо видоизменить студию, но сохранить стилистику кабинета, чтобы подчеркнуть – здесь занимаются серьезным и углубленным анализом, а не просто излагают новости.12. За 13 лет «Постскриптум» и его автор, ведущий и руководитель, удостоены множества наград – и государственных, и профессиональных. Все призы стоят на почетном месте в кабинете Пушкова.А своими главными наградами он считает орден Почета (за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю работу) и – восхитительную внучку Настеньку. Пушков стал дедушкой 20 ноября 2009 года. «Такая сказочная девочка! – говорит счастливый дед. – Я ее обожаю, а она мне отвечает взаимностью». Пушков много снимает внучку – создает летопись, а когда малышка только появилась, даже сочинил для нее колыбельную!13. В команде «Постскриптума» 18 человек. За 13 лет у сотрудников программы родились пятеро детей. Так что у «Постскриптума» действительно большой запас прочности – уже и новая смена подрастает!Справка «ВМ»Алексей ПУШКОВ не только телеведущий, он еще кандидат исторических наук, член и постоянный эксперт Мирового экономического форума (Давос, Швейцария), член Совета по правам человека при президенте РФ, заслуженный работник культуры РФ.Прямая речь– Тринадцатилетие – это определенный рубеж, до которого многие программы не доживают. Во всяком случае, ни одна авторская аналитическая программа на нашем телевидении так долго не существовала.Следующий наш рубеж – пятнадцатилетие.