Игорь Гранов: “Искусство – дело государственное”
ПРЕЗИДЕНТ страны Дмитрий Медведев подписал Указ о награждении Игоря Яковлевича Гранова орденом Почета. Указ был подписан за три дня до дня рождения легендарного основателя ВИА “Голубые гитары”, которому в этом году исполнился 71 год.В планах Игоря Гранова – двигаться вперед, в том числе – заняться мировой пропагандой достижений российского искусства. Своими мыслями по этому поводу он делится с “Вечеркой”.[b]О ностальгии[/b]– Еще в советское время государство вкладывало деньги в пропаганду, а искусство, как известно, всегда было передовым отрядом идеологии. По артистам, которые выезжали за рубеж, очень часто судили о самой стране.Американская пропаганда рассказывала, что в нашей столице по улицам ходят медведи, а когда наши артисты приезжали в другие страны и представляли музыку, танцы, балет, складывалось совершенно другое впечатление.Могу привести такой пример. В конце шестидесятых годов прошлого века я в качестве дирижера советского мюзик-холла, специально созданного для этих целей, ездил по странам Латинской Америки и Карибского бассейна, с которыми у СССР не было никаких дипломатических отношений. Когда мы гастролировали в Эквадоре, там в это время сменилось правительство. Новое руководство пришло к нам на концерт, после чего пригласило нас на прием. Мы плодотворно пообщались, и вскоре между нашими странами были установлены дипломатические отношения.Советские артисты выезжали в страны Африки, Азии, Европы, Америки, Канаду, Мексику. Существовала государственная программа и целая организация – “Госконцерт”, которая целенаправленно занималась популяризацией нашего искусства за рубежом. А сейчас у нас за границу артисты преимущественно едут частным образом, договариваясь с какимито русскими общинами. Но ведь частный бизнес не может заменить государства.[b]О всеобщей электрификации[/b]– Россия – страна гениальных людей. Между тем государство не вкладывает деньги в развитие науки и внедрение научных достижений, и наши идеи уходят за рубеж.Еще в советские времена был один научный журнал, который публиковал рационализаторские разработки. Но внедряли их потом японцы, а не русские – и вот результат.Россия проигрывает не только в экономике и науке, но и в искусстве. Концертная жизнь не организована, нарушаются авторские права… Если раньше была жесткая система регламентации звучащих произведений, то сейчас этого нет. А сейчас, как говорят, процветает система всеобщей электрификации – “всем все до лампочки”.[b]Об идеологии[/b]– Я более десяти лет являюсь председателем Общественного совета ГУВД Московской области. В него входят известные люди искусства, которые оказывают помощь руководству в воспитании кадров. Было бы очень полезно организовать подобный общественный совет на нашем телевидении. Сегодня многое, что мы видим с телеэкранов, вызывает чувство разочарования, досады, а порой и отвращения. То, что раньше не разрешали произносить со сцены даже в студенческих капустниках, сейчас мы слышим с экранов центральных каналов. Я считаю такие вещи просто недопустимыми. Никто не отменял главную задачу искусства, которая состоит в том, чтобы развивать и воспитывать человека, повышать его культурный уровень, а не внедрять в разговорную речь жаргонные выражения. Эфир крайне засорен пошлостью, бульварными жанрами, низменными страстями. Особенно жалко молодежь. Им и на улице этого сейчас хватает.Противоестественно государству дистанцироваться от своей идеологии. Выход я вижу в том, чтобы такие общественно-политические структуры, как Совет Федерации, Общественная палата, Государственная дума, возможно, партия “Единая Россия” объединились и создали Общественный совет. В него должны входить и представители творческих союзов, которые снова должны стать профессиональными, как это было раньше. Очень хорошая и действенная была система. Не надо изобретать велосипед, он давно изобретен. Надо просто восстановить то лучшее, что у нас было, возродить хотя бы художественные советы. Я не имею в виду установление контроля над искусством, хотя на многие “продукты культуры” и стоило бы наложить вето.[b]Досье “ВМ”[/b][i]Композитор Игорь Яковлевич Гранов родился 9 февраля 1938 года в Москве. Окончил Музыкальное училище имени Октябрьской революции и Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Руководил хором в Музыкальной школе имени И. Дунаевского, работал в Москонцерте как пианист-аккомпаниатор и в ансамбле трубача М. Волаха.В 1958 году Гранов создал джазовый коллектив, в репертуаре которого были произведения советских композиторов в его обработках. Вместе с певицей Тамарой Миансаровой в 1959 году стал лауреатом Международного фестиваля в Хельсинки.В 1968 году вслед за ленинградскими “Поющими гитарами” Гранов создал ВИА “Голубые гитары”, который в 1973 году стал лауреатом Международного конкурса эстрадной песни “Братиславская лира”.Как режиссер Игорь Гранов участвовал в проведении многих фестивалей, праздников, больших концертных программ на стадионах, во дворцах спорта, Кремлевском Дворце съездов. В 1969–1970 годах гастролировал с группой Московского мюзик-холла (дирижер и музыкальный руководитель) по Латинской Америке, в Мексике, Канаде.Игорь Гранов – заслуженный артист России, доктор искусствоведения, вице-президент и член правления Международного союза деятелей эстрадного искусства, академик Российской академии естественных наук и Европейской академии естественных наук (Германия), почетный профессор Международной академии наук (Сан-Марино), председатель Общественного совета при ГУВД Московской области. Награжден орденом Дружбы (2004) и орденом Почета (2009).[/i]