Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Страстная седмица — наше свидетельство страданий Христа

Общество
Подходит к завершению Великий пост, начинается последняя неделя перед Пасхой, которая именуется Страстной седмицей. Каждый из этих дней посвящен воспоминанию последних событий земной жизни Христа: беседы с учениками, предательство Иуды, Тайная вечеря с апостолами, Гефсиманская молитва, Его страдания, Крестная смерть, погребение.

Общей темой богослужебных песнопений первых двух дней Страстной седмицы является готовность души к встрече со Христом. Эта идея раскрывается в двух аспектах: искупительная жертва Христова как суд миру сему, по слову Господа: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31) и Второе Его пришествие.

Человек перед лицом Бога показан в текстах на фоне воспоминания грехопадения первых людей, причем грехопадение Адама и Евы ставится в один ряд с отречением от Избавителя израильского народа. Языком поэтических образов современники Христа показаны как «нагие» перед Богом, т.е. лишенные добрых дел, и, следовательно, благодатной помощи и покровительства Божия.

Далее богослужение нас подводит к теме конца времен и встречи человека с Богом: «се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща». Этим Церковь напоминает нам о необходимости постоянной внутренней готовности к встрече со Христом. Именно для этого в богослужебных текстах понедельника и вторника Страстной седмицы задействуются евангельские притчи о десяти девах и десяти талантах, а также история о бесплодной смоковнице.

Главный урок, который предлагает Церковь, – это необходимость деятельной жизни в Боге. Мало просто избегать греха как такового, важно заполнить свою душу добром. Нужно стремиться к совершению добрых дел в целях воспитания души, укоренения ее в евангельских принципах жизни и отношения к ближним.

Дух евангельского доброделания, воспитываемый посредством тщательного исполнения заповедей, неразрывно связан и с покаянием, поскольку само обращение к исполнению евангельских заповедей уже есть покаяние, ибо требует от нас серьезной, искренней и до конца честной переоценки всей нашей жизни. Тоже можно сказать и о духовном возрастании: каждое восхождение на новый уровень духовной жизни требует критической переоценки того, чем мы жили ранее, чтобы совершеннее и полнее исполнить заповедь Творца и Искупителя. Именно поэтому Церковь в эти дни особенно призывает нас к покаянию, способному оживить бесплодную и умерщвленную грехом человеческую душу. Церковь призывает к новой жизни со Христом, к той жизни, которая сможет принести духовный плод евангельских добродетелей «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23).

Страстная седмица — наше свидетельство страданий Христа Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

Тема Великой Среды обращает наше внимание к событиям, связанным с предательством Иуды, предшествующим искупительным страданиям Христа. Главный акцент при этом делается на проблему отречения от Бога и вскрываются духовные причины трагедии этого ученика, за которой стоят трагедии многих отречений людей, некогда искренне служивших Христу, но потом отвернувшихся от Него. В текстах этого дня отмечаются главные мотивы отречения Иуды: сребролюбие, неблагодарность, мирские попечения.

Для того, чтобы наиболее рельефно представить нам характер самого падения ученика, песнопения раскрывают этот эпизод евангельской истории через антитезу: образ Иуды противопоставляется образу женщины, помазавшей Христа миром. Иуда – ближайший ученик Христа, наделенный дарами благодати, женщина напротив, находилась в состоянии падения, однако Иуда берет деньги за совершенный грех, а она жертвует многоценное миро как знак покаяния. Иуда впал в отчаяние, грешница – достигла прощения и оправдания.

Раскрыв темы контраста образов и противоположности устремлений изменившего ученика и покаявшейся грешницы, слова песнопений предлагают осмысление внутреннего мира Иуды, обращая внимание на те его духовные качества, которые и привели его к падению: 1) неблагодарность («неблагода́рный учени́к, отве́ргся Тебе́, Христе́»); 2) примирение со злом, рабство греху («учени́к соглаша́шеся пребеззако́нным… раб быва́ше врагу́»); 3) сребролюбие, любовь к материальным ценностям («сребролю́бие рачи́тельствуяй преда́тель Иу́да»); 4) лукавство и лицемерие («Иу́да льстец… неразу́мен я́влься и лука́в»). Тем самым выстраивается незримая параллель с грехопадением праотцев, которых попечения плоти лишили общения с Богом.

Все это весьма наглядно показывает нам, что суть христианской жизни заключается в духовном устроении человека, не положение, не внешнее благообразие и добрая репутация среди людей, видящих лишь внешнее, а чистая совесть перед Богом, от которого не могут утаиться сокровенные мысли и пожелания человека. Царство Божие – внутри нас, в нашем сердце, и именно способность человека к восприятию его и приближает к Богу. Эта антитеза падения близкого ученика Христа и покаяния падшей женщины иллюстрирует внутреннюю трагедию избранного народа, имевшего завет, пророчества и многочисленные свидетельства Божественного промысла о себе, но оказавшегося неготовым ко дню посещения своего, равно как и трагедию отдельной человеческой личности, получившей в Таинствах Церкви полноту благодати от Бога, но отвернувшейся от Него. Эта тема особенно актуальна в настоящий момент, когда есть множество людей крещеных и не один год бывших в церковной общине, участвовавших в Таинствах Церкви, но оказавшихся в итоге вне ее спасительного прибежища.

В Великий Четверг утром Церковь вспоминает Тайную вечерю. Это было перед праздником иудейской пасхи, у Христа и учеников вечер начался традиционным обрядовым ужином, совершаемым всеми иудеями в праздник Пасхи в воспоминание освобождения от египетского плена. Но в этот раз трапеза была особой, на ней присутствовали только ближайшие ученики Христа. Участник этой Вечери апостол Матфей так описывает: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28). У апостола Луки мы находим еще важные слова Христа: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Так было установлено Таинство евхаристии, в котором призван участвовать каждый христианин. Причащаясь святых Таин Христовых, человек, очистив свое сердце в Таинстве покаяния, соединяется с Самим Христом. Поэтому Церковь указывает нам о важности регулярного причащения. Участвуя в Евхаристии, мы становимся участниками той Тайной вечери, которую совершил Христос.

Вечером в Великий Четверг на утрене (богослужение Великой Пятницы) внимание верующих устремлено к Кресту Христову – главному символу страданий Христа. Крест устанавливается в центре храма, и перед ним совершается Утреня с чтением 12 Страстных Евангелий. Верующие стоят с зажженными свечами, и перед их духовным взором проходят все евангельские страдания Христа, включая Гефсиманскую молитву, взятие Христа и суд над Ним, распятие и погребение.

Для христианина все дни Страстной седмицы имеют важное значение. Посещая храм и молитвенно участвуя в богослужениях, причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся сопричастными Христу в Его Крестных Страданиях, духовно обновляемся и обретаем Благодать Святого Духа. По учению Церкви, когда будет Второе пришествие Христа, то воскреснет к новой жизни тело человека, а воскрешение души и духа происходит в течение всей нашей земной жизни. Поэтому очень важно, когда мы вспоминаем совершенный Христом подвиг нашего спасения, быть рядом с Ним, быть рядом с Пречистой Божией Матерью, чтобы быть причастным Его страданиям, и через это стать свидетелями и Его Воскресения.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.