Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Парад-алле на передовой

Сюжет: 

70-летие Великой Победы
Общество
Цирк в годы войны — об этом до сих пор мало что известно. А ведь цирковые артисты постоянно выезжали на передовую, выступали, заряжая бойцов энергией и верой в Победу. Кстати, цирковая выучка спасала артистов в самых неожиданных ситуациях.

С началом войны вчерашние жонглеры и акробаты, воздушные гимнасты и дрессировщики, наездники и клоуны стали разведчиками и пулеметчиками, саперами и артиллеристами, летчиками и пехотинцами.

ПОД БАРАБАННУЮ ДРОБЬ

Сегодня из бывших участников боевых действий в живых остались единицы. Но дети фронтовых артистов сохранили воспоминания о тех днях. Леонтий Иванович Папазов, в годы войны вместе с родителями работавший в Цирке на Цветном бульваре, вспоминает: «Мы с папой выпустили свой знаменитый номер «Воздушные гимнасты Папазовы», а сестры Кох — моя мама и две мои тетки — не менее известный «Семафор». После представлений сестры Кох ходили в госпиталь и до трех часов ночи ухаживали за больными. Они приносили домой грязные, окровавленные и старые бинты, стирали их, развешивали, а мы с братом крутили эти бинты, и мать относила их обратно в госпиталь».

Для бывшего клоуна Виктора Алексеевича Коваленко самое яркое воспоминание военных лет — это Парад Победы на Красной площади в июне 1945 года.

— Мне посчастливилось быть его участником, — с гордостью говорит он. — Накануне во всех московских оркестрах запросили данные о музыкантах — нужно было набрать целый полк барабанщиков. Было очень много репетиций — и под Москвой, и на самой Красной площади. Нас учили чеканить шаг, отбивая барабанную дробь. Наша рота открывала парад. Мы шли, делая ровно 120 шагов в минуту, чеканя шаг под барабанную дробь: тра-тата, тра-та-та. Я шел во втором ряду, третьим или четвертым, если смотреть со стороны мавзолея. У всех на глазах были слезы. Мы были счастливы и горды.

ДЖИГИТОВКА ПОД ОГНЕМ

Прямо с манежа на передовую отправился Ансамбль наездников Михаила Туганова, блиставший в московском Цирке на Цветном бульваре еще до войны. Джигиты Туганова воевали в составе кавалерийского полка знаменитого генерала Доватора. Молниеносные атаки лихих наездников не раз повергали фашистов в бегство.

— Однажды отец совершил подвиг, на который был способен только он, — рассказывает дочь героя Дзерасса Туганова. — Рядом с тем местом, где стояли артисты, была деревня, оккупированная фашистами, и ее никак не могли взять.

Папа уговорил своих ребят поскакать в эту деревню, спрятавшись у лошадей под животом, — есть такой сложный трюк в джигитовке. Немцы увидели, что скачет табун лошадей, и ничего не стали делать. А когда лошади приблизились, всадники резко оседлали их и расстреляли врагов из автоматов. Деревня была взята! В составе кавалерийской дивизии провоевал всю войну и клоун Василий Григорьевич Мозель. «Ходил в рейды по тылам — вот это были «репризы», — вспоминал он. — Фашистам, правда, было не до смеха».

Цирковые громили врага на суше, на море и в воздухе. Легендарный Владимир Довейко — представитель известной династии акробатов — окончил авиашколу и сел за штурвал бомбардировщика. Фюзеляж его самолета украшало изображение клоуна. А «трюки», которые выполнял он в воздухе, доставляли врагу столько неприятностей, что он был включен Гиммлером в список особо опасных пилотов, «подлежащих уничтожению в первую очередь». Довейко провоевал всю войну без единой раны.

КОНЦЕРТ «В ПЕРЕБЕЖКУ»

Цирковые группы, выезжавшие на фронт, выполняли важную задачу. Куплетисты пели частушки, акробаты-эксцентрики разыгрывали смешные сценки, ведя прицельный сатирический огонь по фашистским мишеням. В «Записках» иллюзиониста Ильи Символокова описано, в каких условиях работали артисты. «Зимой под Ржевом мы разбились на группы по два-три человека и в перебежку выступали в землянках и блиндажах. Обычная картина: старшина выделяет двух бойцов, один слева держит в руках медную гильзу-коптилку, второй — справа. А мы в этом мерцающем свете показываем все, что умеем. Как только выступил в этой землянке — полушубок на плечи — и в соседнюю, а сюда подбегают освободившиеся артисты…»

КАЖДАЯ ШУТКА — ВЫСТРЕЛ ПО ВРАГУ

С особым энтузиазмом бойцы встречали номера клоунады.

—У Карандаша была реприза «Наступление на Москву», — рассказывает Валентина Савина, директор Училища циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша). — Из бочки и ящика сооружали импровизированный танк с нарисованным черепом на боку. В танке сидел «фашист» — Карандаш, вооруженный дубиной, ножами, топором и кричал: «Нах Москоу!» Когда танк оказывался на манеже, происходил взрыв, «фашист» в лохмотьях испуганно убегал за кулисы.

Частым гостем на передовой был и другой знаменитый клоун — Борис Вяткин. В августе 1943 года его цирковая бригада давала концерт перед артиллеристами, только что отбившими танковую атаку противника в районе Ельни. Бойцы, затаив дыхание, смотрели, как небольшого роста человек в клетчатом пиджаке с обведенным румянами ртом вынимал из чемоданчика огромного размера галошу.

— Что это у вас? — спрашивал его конферансье.

— А это, — озорно блеснув глазами, — отвечал клоун, — та самая галоша, в которую Гитлер сел со своим блиц-кригом.

Раздался такой хохот, что слышно было на немецкой стороне. Вскоре над поляной, где шел концерт, засвистели снаряды, разрывы ложились в опасной близости. Но Борис Вяткин не прервал своего выступления.

Как сказал после концерта политрук: «Каждая ваша шутка — выстрел по врагу».

Бригада Бориса Вяткина дала более полутора тысяч концертов перед фронтовиками. А сколько было таких бригад? Сколько было сделано таких «выстрелов» по врагу? Высмеивая и уничтожая фашистов сатирой, циркачи поднимали боевой дух солдат.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…

В газетной статье невозможно назвать поименно всех цирковых артистов, отдавших жизнь в боях за Отечество. В настоящее время завершается работа над книгой, посвященной судьбе цирковых артистов — участников боев и фронтовых бригад.

— Эта книга с рабочим названием «Советский цирк в годы Великой Отечественной войны. 1945–1945 гг.» выйдет ко Дню Победы, — рассказал «Вечерней Москве» советник генерального директора Росгосцирка Григорий Островский. — В нее войдут самые интересные воспоминания цирковых артистов о себе и о войне.

В годы войны проявились лучшие качества советских цирковых артистов — отвага, выносливость, упорство, взаимовыручка.

СПРАВКА

В ноябре 1941 года Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районе Можайска и Волоколамска. В июне 1942 года при Московском и других цирках были созданы фронтовые бригады, которые давали по три-четыре концерта в день. 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного Рейхстага.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.