«Ночь в музее»: по следам Шаляпина и Булгакова
Сюжет:
Ночь музеевЗная по прошлому году, что в центральные музеи лучше не соваться (слишком уж большие очереди), я направилась в неразрекламированный Театральный Музей имени Бахрушина на Павелецкой.
И не прогадала. Тут мне рассказали, почему балерины стоят на пуантах, почему Федор Шаляпин не торговал своей внешностью и даже дали послушать уникальные записи его голоса. Экскурсии проводили одновременно в нескольких залах. Мне попалась экскурсовод высшей категории Екатерина Владимировна. Она рассказала, что долго готовилась к акции, и считает, что ночь - важное врем для человека. Суета дня уходит, человек задумывается о главном. О вопросах жизни и смерти. Так императрица Елизавета Петровна не могла уснуть по ночам. Дело в том, что она сама сместила с трона свою предшественницу Анну Леопольдовну ночью, и потом всю жизнь боялась, что также поступят с ней. Поэтому ночевала она каждую ночь в разных резиденциях. Среди пришедших нашлись истинные фанаты музея. Группа женщин среднего возраста поинтересовалась у вахтерши, есть ли новенькое по сравнению с прошлым годом, и узнав о двух новых залах, с довольным видом прошествовала туда. А тем временем моя экскурсия подходила к концу. Но так думала только я. Екатерину Владимировну окружили пенсионерки, жаждущие знать все театральные сплетни. Так я узнала о том, что Зинаида Райх, жена Есенина, ушедшая от него к Мейерхольду, хотела сыграть самого Гамлета, а злые языки шутили, что в таком случае сам Мейерхольд должен сыграть Офелию. А также о том, что в свое время у самого Высоцкого на роль принца датского был конкурент- женщина.
Екатерина Владимировна поспорила с бабушками о том, кто виноват в ранней смерти Андрея Миронова. Женщины обвиняли его мать, Марию Владимировну, которая держала сына в ежовых рукавицах. Экскурсовод мать оправдывала и утверждала, что Андрей отдавал себя полностью сцене, что не могло не отразиться на его здоровье.
А тем временем в соседнем зале студенты ГИТИСа давали спектакль "Гондла" по произведениям Николая Гумилева. Мест хватило не всем, но смотрительница утешила, дескать, приходите на спектакль на следующей неделе. Уже на платной основе. В десять я поспешила в музей Булгакова на Маяковскую. Там обещали прокатить на трамвае по следам Мастера, Маргариты, Воланда и его свиты. Вообще музея Булгакова на Садовой два.
Один, Булгаковский дом, находится на первом этаже, он частный, экспонатов прямо связанных с Михаилом Афанасьевичем, там мало. Зато там есть уютное кафе, где живет самый настоящий кот Бегемот. В самой же нехорошей квартире расположился государственный музей Булгакова.
Вход за символическую плату, экскурсоводы - милые и степенные пожилые женщины. Но ни на трамвай, ни к коту, ни в квартиру мне попасть было не суждено. По всей Садовой тянулась очередь рьяных фанатов создателя "Белой гвардии". Лиля с подругами стоит здесь полчаса, а вперед продвинулась лишь на несколько метров. Девушки настроены стоять до последнего, но попасть в заветный трамвай, ну или в музей хотя бы. Не зря же они специально приехали сюда из Красногорска! А рядом мальчиковая группа гитаристов, пользующаяся ситуацией, продвигает свое творчество в массы. И вот я уже возвращаюсь домой в толпе поклонников музеев. В метро не протолкнуться, как в час пик. Кто-то спешит посетить еще один музей, кто-то едет домой. Нарядно одетые английские бабушки и дедушки смеются на весь вагон и с любопытством разглядывают окружающих. Праздник удался!