Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Настенная живопись инженера Овчинникова

Общество

Шестисотпятидесятилетняя история скромного провинциального Боровска, окруженного густыми хвойными лесами, полна мистических, подчас страшноватых страниц. Когда-то одним махом здесь сожгли полтора десятка староверов. Именно тут, в Пафнутьев-Боровском монастыре, сиживал на цепи пламенный адепт старых обрядов протопоп Аввакум.Сейчас 12-тысячный райцентр, насквозь прорезанный оврагами и руслом петляющей меж окрестных холмов речки Протвы, выглядит уныло и заурядно, особенно под низким осенним небом.Купеческая и мещанская застройка позапрошлого века дышит на ладан, большинство исторических памятников не реставрируются десятилетиями, а все основные улицы сплошь в рытвинах и ухабах.Несколько лет назад это серое однообразие нарушил московский инженер и художник-самоучка Владимир Овчинников. Уйдя на пенсию, Владимир Александрович, всю жизнь отработавший в строительной отрасли на самых разных должностях и специальностях, уехал из столичной квартиры в отцов дом в маленьком Боровске, для души занялся живописью и в один прекрасный день решил перенести несколько сюжетов своих холстов на стены домов. И город заиграл! [b]Три часа на фреску[/b] – Вообще-то идея расписывать заборы, ворота, фасады и наружные стены домов принадлежит одному моему здешнему приятелю, Вячеславу Черникову, – мягко, но настойчиво просит отметить важный факт Владимир Овчинников. – С этим необычным замыслом я отправился к тогдашнему мэру города Александру Егереву. Александр Иванович, человек широкой натуры и демократичных взглядов (ныне, к сожалению, покойный), не стал откладывать дело в долгий ящик. Мы сразу подобрали в Боровске несколько перспективных точек, вчерне обсудили возможные сюжеты, и я принялся за работу… В широком живописном смысле то, чем занимается Овчинников, называется фреской. Хотя свои работы, по признанию художника, приходится наносить на самые разные подосновы – от заборной доски и металла гаражных ворот до свежей штукатурки и кирпичной кладки.– На «натуру» стараюсь выходить с рассветом, – говорит Владимир Овчинников. – Город в это время еще спит, и за делом меня видит считаное число человек. Это как раз и хорошо, иначе нет отбоя от зевак: каждый считает своим долгом подойти, цокнуть от восхищения языком и дружески похлопать по плечу (если в этот момент, конечно, я не стою на стремянке)… Фреску, как правило, удается закончить за один-два трехчасовых сеанса.Хотя на некоторые сложные объекты уходило и по месяцу. За пять с половиной лет таким макаром Овчинников нанес около сотни сюжетов на 25 боровских домов! – Так это же, наверное, потребовало дикого количества расходных материалов, – удивляюсь я, пока Владимир Александрович демонстрирует мне роскошный альбом «Заговорившие стены» со своими работами.– Да нет, краски и кисти я стараюсь использовать попроще. В дорогих смысла нет: все равно мои фрески – увы, не на века, под солнечным светом и атмосферными осадками они сохраняют колер максимум пять-десять лет. Кроме того, все, что мне нужно, бесплатно предоставляют местные строительные магазины.– Бесплатно?! – Ну да. Их хозяева считают, что таким скромным образом участвуют в украшении родного города. Естественно, я не против… Понятно, что городские стены Овчинников расписывает лишь в теплое время года. Но это не значит, что в остальные сезоны его покидает Муза: основной творческий процесс, по признанию Владимира Александровича, идет как раз зимой, при работе над эскизами.[b]Муза [/b]Настоящая Муза Владимира Овчинникова – Эльвира Частикова, его четвертая по счету жена, заведующая читальным залом в библиотеке соседнего Обнинска. Впрочем, опять-таки настойчиво добавляет 70-летний живописец, она не только любящая и заботливая супруга, но еще и полноправный соавтор.Ведь подавляющее большинство овчинниковских фресок снабжены ее стихотворными комментариями.Эх, Родина волшебная! Эх, Русь! Кого ты уверяешь: Унесусь?! По бездорожью нашему?! Ну-ну! Лишь на пегасах, любящих страну… – читаем над крылатой птицей-тройкой в конце Калужской улицы.За окошками с цветущими геранями Проживают нынче те же, что и ранее, Не прервавшие традиции хорошие, Огородники, руками в землю вросшие...– а это уже вирши под изображением знаменитого боровского огородника Ивана Дешина, слава об урожаях которого прошла сквозь века и поколения.Вообще во всех овчинниковских работах так или иначе обыгрываются сюжеты из городской истории. За однимединственным исключением: ближайший к дому художника видеоряд, нанесенный на заборе дачи ученого-зоолога, посвящен насекомым и их непростым взаимоотношениям с людьми.На машине персональной Уезжаю, как звезда, От тоски провинциальной… До свиданья! До свида… – уже от лица мухи-путешественницы, храбро оседлавшей лобовое стекло легковушки, высказывается Частикова… – К вам владельцы частных домов, небось, в очередь выстраиваются? – пытаю Овчинникова за обедом.– В очередь не в очередь, но богатые клиенты подкатывали. Только я им от ворот поворот дал: их антураж с художественной точки зрения ценности не представляет.– Так они ж, поди, заплатили бы… – Ну и что! Материальный интерес для меня не главное. У меня пенсия хорошая – 4 тысячи. Куда важнее общественное признание… [b]А вам слабо?[/b]Вот уж где Овчинников снискал почет и уважение, так это в структурах местной власти. У чиновников к его фрескам особая любовь. Так сказать, всесокрушающая. Завидев на улице Ленина самое первое творение мастера – «Плачущее небо под ногами», изображающее меланхоличный осенний пейзаж городского центра, главный архитектор Боровска гневно распорядился: немедленно ликвидировать! Над обоснованием того документа уж и не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться: якобы стена дома, превращенная фантазией автора в продолжение улицы, сбивает водителей с толку, и они, замечтавшись, могут ненароком въехать в здание.Но поскольку Овчинникова всячески поддерживал тогдашний мэр Боровска Александр Егерев, странное распоряжение удалось спустить на тормозах. Черная полоса для Владимира Александровича настала, когда к власти пришел преемник Егерева Сергей Зеленов.– Открытый конфликт начался 3 года назад, когда на одной из фресок я изобразил калужского губернатора Анатолия Артамонова, – вспоминает Овчинников. – Главным предвыборным слоганом того были громкие слова: «Россия возродится». Веря в искренность губернатора, я официально обратился к нему с просьбой восстановить красивейший старообрядческий Покровский собор, обезображенный за долгие десятилетия находившейся в нем автоколонной. Вместо ответа – отписка. Перешел на изобразительный язык, чтобы было доходчивее, и направил Артамонову правую половину эскиза диптиха: Анатолий Дмитриевич на фоне Покровского собора. Вообще никакого ответа.– А какова была левая половина диптиха? – Юрий Лужков и возрожденный храм Христа Спасителя. Ну а потом я решил действовать кистью. С утра пораньше отправился на Коммунистическую улицу и перенес эскиз на стену одного из домов. Что тут началось! Причем главный упрек, который мне выдвигали, почемуто звучал так: «Что вы себе позволяете, ведь Лужков тут ни при чем!» Ну раз не понимаете, пришлось картину слегка переделать. Взгляд Юрия Михайловича я направил на Анатолия Дмитриевича, а внизу написал: «А вам слабо?» Упреков больше не было, а через несколько дней картину закрасили. Но я не успокоился: по свежей краске восстановил маленький кусочек собора, добавив горький комментарий: «И нет проблем…» – Ну и чего вы добились? – Успеха! Вскоре после этого Артамонов распорядился изъять собор у авто-__ колонны. Небольшой участок по его периметру огородили, и монашки там благоустраивают территорию. Конечно, до восстановления здания руки пока не дошли. Но там средства нужны колоссальные… [b]И нет проблем! [/b]Поражений – даже частичных – наши чиновники признавать не любят. Поэтому в городских верхах Овчинников моментально нажил себе легионы врагов.А следующей мишенью стала шутливая работа «Из века в век», снабженная для пущего узнавания подзаголовком «Глобус Боровска».– Ну я же не сам придумал, что районная и городская власть у нас на разных полюсах, – вспоминает Овчинников. – Об этом в Боровске давным-давно все говорят. И якобы я – одна из пешек в их большой игре.Ну, раз полюса, получите глобус. От пешки… Обозрев столь своеобычное изображение родных пенатов, размещенное к тому же в двух шагах от своей собственной резиденции, Зеленов нашел его малопривлекательным и срочно собрал на заседание городскую административную комиссию. Высокий орган быстренько проштамповал нужное решение: оштрафовать художника на тысячу рублей за самовольное искажение городской среды.И снова жестоко ошиблись те, кто считал интеллигента Овчинникова – обладателя тихого голоса и доброго взгляда – интеллигентским хлюпиком! Недолго думая, Владимир Александрович решил оспорить это взыскание в… суде.– Меня за многое можно критиковать, – говорит Овчинников. – Я даже готов согласиться с тем, что своими работами не вписываюсь в историческую градостроительную среду. Только надо иметь в виду, что от этой самой среды даже в центре Боровска задолго до меня ничего не осталось. После революции абсолютно все особняки поменяли хозяев, были переоборудованы под коммуналки или учреждения, а еще позднее многократно перестраивались. Но даже если сейчас всех их поголовно восстановить, оригинальных построек, за исключением единственного дома на главной улице, мы не увидим: местные купцы, как правило, использовали типовые решения или «списывали» свою новостройку с соседних хором. Но под чем я никогда не подпишусь – так это под тем, будто работал без согласований. Я делал как раз с точностью до наоборот: каждый эскиз скрупулезно показывал Егереву, а также владельцам либо арендаторам зданий. И они их одобряли! Правда, эти решения не протоколировались. Но нам тогда это и не нужно было… К счастью, овчинниковский иск успели рассмотреть до кончины экс-мэра.Приняв во внимание свидетельские показания Егерева, суд отменил решение городской административной комиссии.«Глобус», соответственно, уцелел. При следующей встрече Зеленов процедил сквозь зубы: ладно, мол, с судами закончено, теперь я с тобой буду разговаривать по-другому.Однако от офиса третьей ветви власти Сергей Зеленов шибко отдаляться не стал. Следующими жертвами пали протопоп Аввакум, боярыня Морозова и ее сестра княгиня Урусова, изображенные Овчинниковым здесь же, прямо на здании боровского суда.[b]Россия умеет быть адом [/b]Это, конечно, был поступок. Пожалуй, демонстрация. Дело в том, что по неписаному российскому правилу внешний вид судебных зданий не может быть украшен никакими изображениями и надписями, даже, к примеру, агитирующими за правящую партию. Но все-таки Овчинников совсем уж на рожон переть не стал: свою композицию «Старообрядцы» нанес на задний угол присутственного места. Ведь именно там прежде находились могилы Морозовой и Урусовой.Когда картину увидел председатель Боровского суда, скандал, конечно, разразился. «Ну ты даешь! – бросил он в лицо Овчинникову. – Ты пойми, я твои работы уважаю, но ведь мне теперь самому отвечать придется! Ну и что мне с твоим Аввакумом делать?» Овчинников пожал плечами.Председатель побежал в кабинет – звонить калужскому начальству. «Вам там, наверное, совсем делать нечего? – равнодушно спросила телефонная трубка. – Не мешайте работать!» Так неприкаянные староверы, казалось, получили легализацию в самой что ни на есть официальной властной инстанции. Три года они безмолвно взирали на боровские овраги, лопухи и берега Протвы. А на четвертый год мэр Зеленов, справившийся, очевидно, со всеми другими важными делами, о них вспомнил. И повелел закрасить.Два слоя краски наносили прилежные обнинские маляры на стену, но черная ряса Аввакума все равно проступала.Тогда Сергей Михайлович догадался вызвать штукатуров. Но у тех запала хватило лишь на то, чтобы расправиться с персонажами «Старообрядцев». Нарисованные здания и элементы пейзажа так и остались на стене. А там, откуда прежде взирал на боровчан суровый протопоп, до сих пор даже в самые жаркие дни на штукатурке почему-то не высыхает мокрое пятно… Вечером, выпив душистого чая, мы Владимиром Овчинниковым переходим по пешеходному мосту через Протву и неспешно шагаем по старинному сонному Боровску. Шевеля губами, мой спутник беззвучно считает, произнося еле слышные названия своих работ. Наконец останавливается возле бывшего здания боровской милиции, где, по преданиям, в кампанию 1812 года провел одну из ночей сам Наполеон. Пока приземистый особнячок не начали реконструировать под гостиницу, здесь на фоне драпающих из России французских солдат красовался овчинниковский Супостат и частиковские стихи: Ты спал ли в ту ночь, Бонапарт, Когда твой преступный азарт Потух у нас вместе со взглядом? Россия умеет быть адом.Овчинников наконец итожит: – Получается, за последние годы уничтожили десяток сюжетов. Выходит, 90 осталось. Пока вроде счет в мою пользу? Закатное солнце скрывается в темной туче, и я, заводя движок автомобиля, едва заметно киваю художнику в ответ… Калужская обл.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.