Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Приют – и этим все сказано

Общество

Каникулы для всех… кроме выпускников. Наводящие ужас в течение всего года ЕГЭ закончились, аттестаты на руках, а теперь – в светлое будущее. Немного страшно, но так интересно: что же ждет там, впереди? Конечно, только хорошее, в этом уверены все: и выпускники, и их родители. Но особенно мечтают о счастливом будущем те, кто сполна хлебнул горя в детстве.Ребята из Социального приюта для детей и подростков, расположенного в деревне Радужное Ступинского района, не любят говорить о прошлом. Спросишь, и взгляд опускается, подросток замолкает, а потом: «Зачем вспоминать, там ничего хорошего не было». Вот и все, что могут сказать эти подростки о своем прошлом.[b]По стопам Макаренко – немного истории[/b]Этот приют отличается от многих других, в которых воспитываются юные москвичи с тяжелой судьбой. У него своя профессиональная история. Сейчас это современный комплекс зданий, где есть все, что надо современному ребенку: от спален до бассейна, саун, мастерских и спортивных площадок. Но возникло все это не на пустом месте.В далекие послереволюционные голодные годы недалеко от подмосковной деревеньки Радужное была организована колония для юных москвичей – заключенных Лефортовского изолятора.Перевоспитывали беспризорников и воришек одним из самых эффективных педагогических методов – трудом. В этом воспитательном учреждении открылась ткацкая мастерская, в которой колонисты сами ткали скатерти; был небольшой кирпичный завод.Через десять лет, в 1932 году, юных колонистов сменили молодые животноводы и аграрии – здесь открылся сельскохозяйственный техникум. Несмотря на смену статуса, трудовая традиция сохранилась – каждый студент имел 0,02 га земли для личных наблюдений за всходами и урожаем. Все работы на делянках выполняли только студенты.А через два года опять перемены – в 1934-м на месте техникума был организован детский дом. Сельскохозяйственный техникум передал ему налаженное хозяйство, коров, свиней, лошадей. В ноябре 1934 года прибыли первые воспитанники из Даниловского приемника Москвы. Директором стал Алексей Червонцев.Он как никто другой понимал своих воспитанников – сам выходец из бедной крестьянской семьи, в восемь лет остался сиротой и начал сам зарабатывать себе на хлеб. Детский дом работал как трудкоммуна, директору удалось наладить отношения с жителями соседних деревень, которые поначалу были совсем не рады появлению здесь детдомовцев – помните «Бронзовую птицу» Анатолия Рыбакова? Червонцев говорил с крестьянами, агитировал, просил колхозников помочь в налаживании жизни в трудкоммуне. И его труды не пропали даром. Деревенские жители не только перестали противиться коммуне, но даже пошли туда работать.Детей тогда здесь было более 600 человек в возрасте от 9 до 16 лет (для сравнения, сейчас в приюте 125 ребят). Вся территория детского дома была обнесена высоким забором в три метра высотой. Караульная команда состояла из двадцати семи человек, было шесть постов, ходили три вооруженных патруля. Мебели не было, спали на матрацах на полу.Несмотря на такую суровую обстановку, педагоги упорно трудились и сумели зажечь в своих питомцах искру надежды на лучшее, светлое будущее. По уже сложившейся здесь традиции лучшая жизнь строилась на основе труда.Открыли мастерские: девочки учились шить, мальчики чинили обувь, делали столы, скамейки. Работали в поле, огороде, заготавливали дрова. А в свободное от работы время собирались в клубе, пели, разыгрывали сценки, пьесы. На спектакли в трудкоммуну приходили жители всех окрестных деревень.В 1938 году Мосгороно прислало в детский дом нового директора Калабалина Семена Афанасьевича, бывшего воспитанника Антона Макаренко (его судьба была увековечена в «Педагогической поэме»).Вместе с Семеном Афанасьевичем работала его жена и педагог Галина Константиновна (Черниговка в «Педагогической поэме»). Здесь же, рядом с воспитанниками детского дома, жили и их собственные дети.С приходом нового директора в трудкоммуне начались радикальные перемены: был снесен забор, убрана охрана, заложен фруктовый сад, появилась спортплощадка, приступили к строительству водокачки, начали мостить битым камнем дорожки... Воспитанников продолжали воспитывать в трудовых традициях.Они работали в поле, огороде, мастерских. Столярная мастерская стала особенно знаменита. Мало того что здесь делали всю мебель для детского дома: столы, табуретки, стулья, шкафчики. Она прославилась на всю страну выполненным здесь письменным столом с чернильным прибором «кремль», который был выставлен на всеобщее обозрение на выставке детских работ в Колонном зале Дома союзов. Незадолго до начала войны Калабалина перевели в Москву – он возглавил детский дом № 60.Новому директору Белогрудову Александру Аркадьевичу пришлось подстраивать работу детского дома под условия войны. Мужчины уходили на фронт, их места в воспитательном учреждении занимали женщины, старшие воспитанники. Отряд старших ребят вместе с учительницей истории ушел на строительство оборонительных рубежей вблизи Москвы. Пришел приказ об эвакуации детей – бомбили станцию Барыбино. Средств было в обрез, но администрация смогла собрать все необходимое для перевозки детей: были подготовлены обувь, одежда для детей, заготовлены продукты для дороги и для жизни на новом месте. В новых условиях в селе Макушино Челябинской области Александр Аркадьевич сумел организовать быт и учебу воспитанников. Старшие дети учились в ФЗУ, стали работать на фабриках и заводах. А сам Белогрудов ушел на фронт и вскоре погиб.…После войны детский дом стал культурным центром села, духовой оркестр играл на всех культурных мероприятиях. Был организован драмкружок из сотрудников и воспитанников детского дома.Весной 1947 г. был выделен земельный участок для нужд детского дома, на котором стали сажать овощи. Дети подрастали, поступали в ремесленные училища, несколько воспитанников поступили в Алапаевский геологический техникум, стали работать на фабриках и заводах.А в 1948 гoдy в детском доме № 3 под Москвой был организован дошкольный детский дом для детей погибших воинов.Некоторые сотрудники возвратились из эвакуации и стали работать на прежнем месте. Жизнь постепенно налаживалась.Дорожки, соединявшие корпуса, заасфальтировали. Появилось электричество. Заработала новая водокачка. Появился газ на кухне и в квартирах сотрудников. Время шло. В советское время детский дом стал образцово-показательным, работало подсобное хозяйство, мастерские, сюда приезжали зарубежные делегации, изучавшие опыт трудового воспитания.Социальный приют Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, созданный на месте детского дома в Ступинском районе, стал продолжателем новаторства в педагогике и трудовых традиций.[b]Жизнь с чистого листа[/b]Приют – и этим все сказано. Здесь находят кров и ласку те дети, чьи первые годы жизни прошли у канализационных решеток, в притонах, в уличных компаниях бомжей-алкашей, в неблагополучных семьях. Был случай, когда в одной состоятельной семье со смертью матери для сына перевернулась вся жизнь. Ученик престижной школы, объездивший с родителями множество зарубежных стран, вдруг стал никому не нужен, и в первую очередь своему овдовевшему отцу. Папа вскоре вновь женился, и тут уж сын и вовсе стал лишним. Сына сначала сдали в приют на время – зачем молодой семье сложности? А через пару месяцев отец заявил педагогам приюта: «Вы как-нибудь объясните ему, что у меня другая семья, и все такое…» Предательство, горе, насилие известны этим детям с юных лет. Их, самых неприкаянных, самых трудных, направляют сюда, в Московский социальный приют для детей и подростков, расположенный вблизи Ступина. Здесь ершистые, разочарованные во всем подростки вспоминают, что они дети. Природа берет свое – в условиях приюта они могут позволить себе быть наивными и постоянно требующими заботы мальчишками и девчонками.Мы побывали в приюте в день вручения дипломов об окончании школы. Поздравить двадцать выпускников приюта приехали первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова и глава Департамента семейной и молодежной политики столицы Людмила Гусева. Отношение к этому приюту со стороны властей города особое. Возможно, причина такого внимания в том, что сюда посылают самых сложных подростков, может, в том, что здесь исторически сложилась оригинальная система перевоспитания, а еще, вероятно, сыграл роль человеческий фактор. Возглавляет приют творческий, бесконечно преданный делу человек Сергей Георгиевич Альбертов. Для всех ребят он непререкаемый авторитет – солидная фигура, строгий взгляд из-под бровей, но любит всех воспитанников, как родных.«Балует он ребят, прощает многое», – говорят о нем преподаватели, а воспитанники зовут его отцом.Приехавшие на вручение дипломов высокие гости обсудили будущее развитие приюта: когда откроются автомастерская и швейный цех, где будет строиться реабилитационный центр, какие физиотерапевтические кабинеты нужны в первую очередь. А ребятам больше всего запомнилась закладка двух аллей: аллеи любви и аллеи выпускников.Заместитель мэра Москвы Людмила Швецова приняла участие в закладке аллеи выпускников, сама посадила годовалый саженец груши.– Вы такие красивые, такие умные, такие подготовленные к самостоятельной жизни, вас, без сомнения, ждут успех, благополучие, достаток, радость и добро, – сказала Людмила Ивановна, обращаясь к выпускникам. – Но все это должно озарять счастье, поэтому я хочу пожелать всем выпускникам огромного счастья.В этом году двадцать выпускников приюта вступают во взрослую самостоятельную жизнь. Ребята собрались около актового зала, девчонки поправляют прически. Есть время поговорить, спросить о планах на будущее. Большинство окончивших школу в приюте Ступина собираются продолжить образование.Кирилл Варламов, высокий, красивый парень с открытым лицом, собирается – ни много ни мало – «идти во власть» и стать государственным чиновником. А для начала – поступить в Московский психолого-педагогический университет на факультет муниципального и городского управления. Свое решение он мотивирует так: «Я не люблю людей, которые плохо относятся к детям, а у нас в государстве таких очень много, и я хочу исправить эту ситуацию. Надо, чтобы на первом месте у всех стояли дети. В первую очередь я хочу помочь сохранить семьи, чтобы дети не оказывались на улице. Родителям, которые пьют, остались без работы, у которых нет жилья и так далее, очень нужна помощь».Паша Макаров, мускулистый, подвижный парнишка, тоже уже распланировал свою жизнь. Сначала он учится на автомеханика, а потом будет работать и осваивать другие специальности. В приюте вскоре откроется автомастерская, кто знает, может, там начнет свой трудовой путь Павел. Что и говорить, планы замечательные, пробую спросить у выпускников о прошлом.Миша Шкарин категорически не хочет говорить о своем прошлом. Уверяет, что не помнит, на все вопросы невнятно говорит об ужасах чеченской войны и «страшно вспоминать». Может и так, учителя потом рассказали, что нашли его на одном из московских рынков, «маленького, чернявенького, как цыганенок». Но кто такой этот пацаненок, откуда он взялся, не знал никто, милицейские розыски тоже ничего не дали. В социальном приюте его жизнь началась с чистого листа. Документы выправляли по результатам обследования врачей и со слов знакомых. Согласно паспорту Мише сейчас 20 лет, он мечтает о юридической карьере и государственной службе. У него уже есть московская квартира, но переезжать туда Миша не торопится – страшно расставаться с приютом, «очень страшно».Мишу, как и остальных ребят, не спешащих покидать стены приюта, можно понять. Этот приют – особое место. Здесь квартиры, оборудованные не хуже, чем в отелях, бассейн, сауны, физиопроцедуры не слабее, чем в санатории, а еще прекрасная медицинская база – поликлиника и реабилитационные кабинеты – и здесь же спортплощадки, возможность найти работу (пекарня, ремонтный цех, теплицы) и т. д.Но и это не все. Очень важен статус и самоощущение ребят. Здесь они обласканы вниманием прессы, депутаты, представители государственной и городской власти, артисты здесь очень частые гости.Одна девушка в стильном голубом платье кокетливо состроила глазки, увидев корреспондентов с диктофонами: «Вы собираетесь взять у меня интервью? Без фотографа я говорить не буду, можете еще камеры позвать, чтобы не повторять одно и то же несколько раз». Ясно, что общение с прессой для воспитанников приюта стало делом обычным и даже поднадоевшим. Мало этого, эти дети бывают на всех ключевых мероприятиях столицы, для них поход в Большой и на кинопремьеру обычное дело, популярные артисты знают их в лицо, а отдых заграницей не единичный случай... Такой жизни позавидовали бы многие. А что там, за стенами приюта? Неизвестность.[b]Перевоспитали и передружились[/b]Может быть, потому многие из выпускников, пожив в своих квартирах, возвращаются назад. Так, например, Андрей, которому не так давно исполнилось 30 лет, долго не раздумывая пришел работать в пекарню. Он один из первых выпускников приюта, получил квартиру, отучился, начал искать работу в Москве. Работу найти можно, сложнее найти друзей и счастье в жизни. И понял Андрей, что счастлив он в приюте. Здесь любимая работа, и не на огромном грохочущем производстве, где все крутятся, как винтики в машине, а в небольшой белоснежной пекарне с коллективом в шесть человек, где всегда пахнет вкусным хлебом, неспешно выскакивают из аппарата пельмешки, а одна стена со сводчатым потолком напоминает церковные своды. Здесь его все знают, уважают, здесь его друзья.Даже те выпускники приюта, которые обустроили свою жизнь в Москве, то и дело возвращаются сюда повидаться с друзьями, посоветоваться с директором, педагогами.А у кого еще спросишь: куда поступать? Какую мебель в квартиру купить? Сколько денег надо на отпуск? Какие лампочки лучше вкрутить в комнате, а какие в коридоре? Глобальные вопросы и незначительная мелочь – то, что обычно спрашивают у родителей, ответы на них выпускники приюта находят здесь.А сейчас в приюте гости – трудные подростки из центра «Дети улиц», которые четвертый год разбивают здесь палаточный лагерь. С этими ребятами уже не справлялись родители и учителя, большинство подростков стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Когда организовывался лагерь, вопросов и опасений у педагогов было множество: как отреагируют на появление новичков старожилы приюта? Не осложнит ли ситуацию появление разболтанной молодежи с московских улиц? Не лучше ли отделить одних от других? Но жизнь показала, что волнения были напрасны, ребята быстро подружились и новички буквально через несколько дней переняли образ жизни и порядок приюта.Я спрашивала у ребят из приюта, как проходит превращение из оболтусов и лоботрясов в образцовых воспитанников. По словам Кирилла Варламова, в приюте установлены такие нормы поведения, такой строгий распорядок, который новичкам, хотят они или не хотят, приходится соблюдать. И здесь на помощь педагогам приходят самые авторитетные воспитанники.– Не подумайте, мы их пальцем не трогаем, – Кирилл повел плечами, прогнав волну по мышцам рук, – только разговариваем, объясняем по сто, двести раз, пока не поймут. Новичкам приходится подстраиваться, потому что окружающие их люди ведут себя соответственно, одеваются, общаются… И волей-неволей человек меняется.В этом приюте делают много, очень много для ребят, их быт приближен к семейному по максимуму – квартирыблоки, где живут по шесть человек с двумя воспитателями, которых не сговариваясь все зовут мамами. Здесь приучают детей к труду, дают профессию.Но главное, чтобы тот старт в жизни, который был дан ребятам в этом приюте, был продолжен ими самостоятельно. Им придется самим прокладывать себе путь в жизни, но они всегда знают, что есть место на земле, где им рады, где их всегда ждут и помогут искренним советом.[b]Прямая речьПервый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила ШВЕЦОВА:[/b][i]– Все это: пекарня, ремонтный цех, теплицы – делается для воспитания ребят, подготовки их к жизни, труду, получения профессии, которая сможет и в будущем кормить. Те из ребят, которые будут учиться обслуживанию автомобилей в ремонтном цеху, смогут потом работать в самых современных автомастерских. Они не только будут знать, что делать, но и получат сертификат – диплом по профессии. С другой стороны, в этой мастерской под руководством взрослых может быть создано малое предприятие, где ребята смогут зарабатывать. Заработанные деньги могут идти как на счета работающих здесь ребят, так на восполнение материальной базы приюта. А поскольку этот приют не просто учреждение, здесь семья, для некоторых ребят эта мастерская станет местом их работы. Они смогут осесть в окрестностях приюта и продолжать здесь работать, как произошло уже со многими выпускниками.Философия этого приюта – одна из самых эффективных и гуманных по отношению к ребенку. Главное право ребенка – иметь семью. Поэтому задача московской власти не допустить, чтобы ребенок ушел из своей семьи. А если все-таки ребенок потерял кровную семью, нужно сделать все, чтобы он все-таки вернулся к своим родителям. Если это невозможно, то будут приложены все силы, чтобы подобрать ту семью, куда он сможет прийти, будет ли она приемной, опекунской или патронатной и т. д. Но есть дети, которым и это не суждено в силу разных жизненных обстоятельств. В этом случае важнейшую роль играют государственные учреждения. Некоторые СМИ представляют сиротские учреждения как убогие, ужасные, черствые, бюрократические, мол, там ничему хорошему научить не могут, и судьба всех выпускников – скамья подсудимых. Я категорически не согласна с этими утверждениями! Основная часть ребят, прошедшая через хорошие руки наших воспитательных коллективов, становится по-настоящему хорошими людьми. Отсюда выходят личности, ребята, которые влюблены в свой коллектив, семью. И они действительно называют приют своей семьей, и не только потому, что у них нет другой семьи. В этом учреждении созданы семейные основы воспитания. У этого приюта есть своя история, своя педагогика. В этом месте работали последователи Макаренко, и эти традиции прослеживаются и в наши дни.Здесь есть семья во всем ее разнообразии. У каждого ребенка здесь своя история, которой стараются не касаться, чтобы не травмировать детей. Здесь их отогревают, создают условия, чтобы они развивались, становились счастливыми. Опыт показывает, что судьба этих детей складывается довольно позитивно. Когда дети уходят из этих стен, связь с ними не прерывается, их и дальше ведут по жизни. Правительство Москвы очень заботится об этом приюте, выделяются довольно большие средства, чтобы сделать все на высшем уровне, включая цветники, фонтаны, аллеи. Это все вместе и составляет для этих ребят тот дом, которым действительно можно гордиться.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.