Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

«Дом Бернарды Альбы». Послевкусие

Развлечения
«Дом Бернарды Альбы». Послевкусие
В рамках «Золотой маски» был показан спектакль «Дом Бернарды Альбы» / Фото: Татьяна Кучарина
Страсть – возможно, ключевая составляющая спектаклей главного режиссера ярославского Театра драмы Евгения Марчелли. Страсть во всех ее проявлениях вплоть до самых паталогических. Страсть и физическое влечение, которые заменяют и поглощают все другие человеческие чувства и эмоции.

Мир спектаклей Марчелли – это клубок страстей, распутать который не представляется возможным. По крайней мере, не в пределах человеческой жизни. С этой точки зрения «Дом Бернарды Альбы», показанный в рамках «Золотой маски» из общего ряда постановок Марчелли не слишком выделяется – скорее, продолжает неизбывную тему режиссера. За одним только исключением: в душном и замкнутом мирке его новых героев отсутствует сам предмет приложения страсти. Здесь впервые нет мужчины – но лишь тоска по нему. И зрелище этой «тоски в отсутствие», этой лишенной выхода страсти становится по истине устрашающим.

Не случайно своеобразной рамкой к основному действию становятся безумные вакхические пляски – именно к древнегреческим менадам ближе всего подошли в трактовке Марчелли лорковские героини. К менадам с их захлестывающим неистовством и потребности к уничтожению всего окружающего. Как и менад, их одолевает болезненная тяга к мужчинам, приводящая к гибели последних (собственно, с похорон мужа Бернарды начинается действие, вдовеет служанка Понсия и вряд ли слишком светлое будущее ожидает Пепе-римлянина после женитьбы, если она, вообще, состоится).

И кажется, одной лишь Бернарде удается сохранять рассудок в этом все нарастающем безумии. Она здесь не тиран, не деспот, отказывающая дочерям в их естественном праве на нормальную жизнь. Татьяна Малькова делает свою Бернарду единственной преградой на пути бесконтрольного хаоса. Лишь иногда сквозь сдержанность и точный расчет прорывается и ее с трудом контролируемая страстность, напоминающая зрителю о том, что и она – той же породы, что и ее беснующиеся дочери. Но во главе всего все-таки именно расчет.

К примеру, намеренное стремление Бернарды занять дочерей однообразным делом, требующим изрядной доли усидчивости: ведь пока они моют полы или лепят пельмени, они под контролем, они не могут нанести вреда. Интересен, к слову, этот своеобразный перевертыш, осуществленный режиссером.

Кажется, впервые Бернарда не столько следит за «нормой поведения», за нравственностью дочек, за тем, что скажут соседи; сколько оберегает окружающий мир от своей семьи. Этим, возможно, а совсем не отдельным состоянием Ангустиас (Ирина Сидорова) объясняется в спектакле Марчелли что именно ей позволено выйти замуж. Дать за любой из дочерей приданое для этой Бернарды не проблема, но двадцатилетняя Адела (Мария Полумогина) – слишком страстна, слишком импульсивна, слишком «вакханка», чтобы покинуть дом Альбы. Ее мать не может отпустить, а вот Ангустиас, в свои сорок девять, уже во многом «перегорела». Да, она вздорная и склочная, но она уже стала обычной женщиной – не менадой. Ей можно к людям.

Спектакль Евгения Марчелли подталкивает заново пересмотреть привычное соотношение сил в пьесе, с головой зарыться в новые психологические мотивировки, но он одной лишь психологией он все же не ограничивается. «Дом Бернарды Альбы» еще нарочито театрален. Когда ты сидишь в партере и смотришь на подмостки, при небольшом усилии легко забыть, что находишься в театре. А вот разместившись на сцене и постоянно видя за спинами актеров все великолепие зрительного зала – с его ярусами и ложами, - «отключиться от театра» уже значительно сложнее. Тем более что режиссер еще и усиливает этот эффект: то демонстративно подведет актрис к микрофону, звуковым перепадом выхватывая их из общего действия и приближая к зрителю; то вытащит внесценических персонажей на подмостки - и рядовые косари серебряными маркизами времен Людовика XIV пройдут за спинами тоскующих по ним женщин; а то и вовсе заставит зрительный зал вспыхнуть дурманящим маковым полем, в котором (на самом верхнем ярусе) навсегда останется красавица Адела.

У театра Евгения Марчелли есть весьма интересный эффект. Его нелегко воспринимать в режиме реального времени: яркая театральность рассчитана на мгновенное воздействие, она «бьет» зрителя каждые пять-десять минут, не давая ему времени хотя бы чуть-чуть выдохнуть и осмыслить происходящее.

От того-то, как ни странно, спектакли Марчелли могут весьма утомлять во время просмотра. Но зато от них остается длительное и устойчивое послевкусие: на броские режиссерские приемы начинает постепенно наслаиваться что-то живое и настоящее – память причудливым образом уводит театральность на второй план, выдвигая на первый человека. И уже покинув театр, ты готов мысленно возвращаться к нему снова и снова, в мельчайших подробностях вспоминая не мизансцены и «вкусные» придумки, а людей. Запутавшихся лоркиевских женщин с лицами актрис Ярославского театра драмы имени Федора Волкова.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.