Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Кусочки паззла

Развлечения
Кусочки паззла
Проект «Кино – театр» за два сезона стал для Гоголь-центра во многом репертуарообразующим. Три спектакля, созданных по мотивам западного кинематографа, составляют афишную основу большой сцены, и вот теперь спектакль по культовому советскому фильму появилс / Фото: РИА Новости
Проект «Кино – театр» за два сезона стал для Гоголь-центра во многом репертуарообразующим. Три спектакля, созданных по мотивам западного кинематографа, составляют афишную основу большой сцены, и вот теперь спектакль по культовому советскому фильму появился на сцене малой.

Режиссер Сергей Виноградов в соавторстве с драматургом Валерием Печейкиным взялись переосмыслить знаменитую картину Михаила Ромма «Девять дней одного года», по устоявшейся традиции Гоголь-центра, сократив название до лаконичного «Девять». Почти не вмешиваясь в сюжет (трансформации подвергся лишь предмет научного интереса героев), они слегка адаптировали его к современной действительности. Впрочем, вся адаптация сводится к добавлению отдельных монологов и нескольких диалогов, в которых основной темой скользит измельчание научных стремлений и потребительски-тенденциозное отношение к науке чиновничества. В процентном же соотношении доля текста, напрямую перекочевавшего из фильма, процентов на двадцать выше доли добавленного текста. А потому наличие в списке создателей спектакля в качестве драматурга лишь фамилии Валерия Печейкина, при упоминании Михаила Ромма лишь как режиссера взятого за основу фильма и полном игнорировании сценариста Даниила Храбровицкого кажется не слишком корректным.

Любопытно, что при активном драматургическом акценте на рекламно-утилитарном аспекте науки наших дней, сценографически (Вера Мартынова), музыкально (Андрей Поляков) да и актерски спектакль вслед за фильмом отсылает, скорее, все в ту же эпоху шестидесятых. Убери вставные эпизоды – и ничего не будет напоминать о том, что дело происходит в веке XXI. Этот нехитрый прием в сочетании с неоднократным подчеркиванием «задержки в развитии» нашей науки («мы просто крепко задумались», как говорит один из персонажей) и непробиваемого тупоумия тех, кому подвластно распределение научного бюджета, дает занятный эффект. Если верить программке, то в центре спектакля, по замыслу его создателей, должны были оказаться взаимоотношения трех молодых людей, тогда как научное горение – смыслообразующая тема для роммовской картины – должно было отойти на второй план, стать лишь фоном. Но этого не случилось. На первый план вышел и прочно на нем закрепился чиновничий произвол и жадность потребительского сознания, в то время как чувства героев и тем более их профессиональные устремления стали практически не важны. Не для сюжета, но для смысла спектакля.

Подобный перекос, очевидно режиссером не замышлявшийся, стал возможным по нескольким причинам. И первая из них заключена в актерских работах.

Пока, в премьерной серии спектакля, ярче всего работают «актеры-эпизодники». Юлии Гоманюк и Сергею Галахову выпал труд, скорее, эстрадный, чем театральный: одного за другим они выдают зрителям всех второстепенных героев, оперируя лишь внешней характерностью. Той самой, что куда быстрее, чем драматическая работа, находит отклик у публики.

На контрасте попытка продуманного психологического театра с элементами отстранения, в который играют трое главных актеров, пока выглядит значительно бледнее. Тем бледнее, что рядом, на тех же подмостках Владимир Прянчин буквально дает им мастер-класс по актерскому мастерству. Третий из «актеров-эпизодников», за которым, как и за его молодыми коллегами, закреплено несколько вспомогательных персонажей, Владимир Прянчин в своих нескольких коротких сценках создает подлинных людей, успевая снабдить каждого из них своей историей. Творить эстрадные маски ему неинтересно, куда заманчивее представляется в пяти-шести репликах вылепить живые лица, которые в зрительской памяти задержатся много дольше, чем идет спектакль.

У главных же исполнителей нет пока ни сыгранности, ни единого понимания конечной цели этой игры. Есть лишь три актера, каждый из которых существует на своей волне.

Истории о физиках не получается в силу невозможности пока поверить хоть в малейшую научную заинтересованность Гусева в интерпретации Семена Штейнберга. Его герой настолько вял и аморфен, что кажется, хочет лишь одного – схватить уже недостающих организму рентгенов и спокойно закрыть глаза.

Истории о любви не получается в силу полнейшего отсутствия таковой на сцене. Гусеву-Штейнбергу все равно; его женщине (Светлана Мамрешева), соответственно, не за что зацепиться, да и единственное настоящее чувство, которое ей удается, - это любовь и жалость к самой себе.

Единственный в этой компании, кто в буквальном смысле работает за троих (причем как герой истории и как актер спектакля), - это Илья Куликов в исполнении Ильи Ромашко. Ему единственному из главной троицы веришь в проявлениях любви и дружбы и не сомневаешься в его способности к научным изысканиям. Закономерно, что именно ему удается добиться максимального зрительского сопереживания и отклика (на уровне чувства, а не сатирического единства). Происходит это в сцене его доклада «высокой комиссии», когда от «защитит – не защитит» зависит жизнь друга. Именно эта сцена, а вовсе не финальные сцены Гусева, становится подлинной кульминацией спектакля, за которой – лишь медленное угасание действия.

Таким образом, «Девять» в первые дни своего сценического существовании – это любопытная режиссерская конструкция, у элементов которой есть шанс сложиться в законченную картинку и обрести живое дыхание. Но точно также есть и опасность остаться разрозненным паззлом, из которого каждый зритель будет выхватывать отдельные приглянувшиеся ему кусочки, оставаясь в полнейшем неведении о задуманном создателями спектакля полотне.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.