Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

«Хрустальная Турандот» — для разночинцев

Развлечения
2 июля вечером в Театре им. Евг. Вахтангова пройдет 22-я церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот». Накануне «Вечерка» встретилась с ее основателем — Борисом Беленьким.

Именно Борис Беленький в далеком 1991 году решил, что в не слишком приспособленное для искусства время актерам просто необходима поддержка.

- Борис Петрович, вы стали основателем премии «Хрустальная Турандот». Это от любви к театру?

- Любовь эта у меня извечная. Хотя бы потому, что моя мама родилась 27 марта — в День театра, и моя, как говорят в театре, «крайняя» внучка тоже родилась в этот день… Еще будучи студентом филфака, я активно участвовал в деятельности театра миниатюр, и даже получив позднее диплом режиссера телевидения, я все равно понимал, что настоящее искусство — это театр.

- Почему именно Турандот стала символом премии?

- Когда я был еще то ли школьником, то ли студентом и жил на Украине, то как-то приехал в Москву на зимние каникулы и оказался на Арбате. Чудом мне достался входной билетик на «Принцессу Турандот» — место на самой верхотуре, откуда я не очень хорошо все видел и слышал, но все равно был заворожен Юлией Борисовой. Я смотрел на то, как она играет Турандот, и понимал, что она — хрустальная. Кроме того, Турандот — это в принципе символ театральности. Так повелось еще от Вахтангова.

- Выбирать победителя в этом сезоне было непросто?

- До церемонии могу только сказать, что сезон этот интересен тем, что начала наконец пульсировать новая кровь в московском театре. Ее источник — в Театре Наций, в МТЮЗе: отсюда исходит какая-то очень мощная свежесть.

- На ваш взгляд, премия «Хрустальная Турандот» отражает вкус зрительский или профессиональный?

- Начнем с того, что жюри мы выбираем из тех людей, которые не имеют прямого отношения к профессиональному драматическому театру. В разное время в наше жюри входили Екатерина Максимова, Николай Петров, Анатолий Приставкин, Юрий Черниченко. Все было и остается очень по-честному — вкусу и образованности таких людей можно и должно доверять. Помимо всего прочего, все они абсолютно непредвзятые люди.

Сегодня к нам присоединились Дмитрий Бертман, Валерий Яков, Коля Сванидзе — такая вот на этот раз у нас мужская компания. Так что профессиональных критиков в жюри нет — только в экспертном совете. Я вообще не понимаю, зачем нужен театр, интересный только критикам. Ведь и Станиславский называл свой театр не только Художественным, но и Общедоступным. Нужна золотая середина. Театр ведь существует для разночинцев: для учителей, врачей, инженеров — для тех, кого сейчас обидно называют бюджетниками. Это интеллигенция, которую не истребить ни гаджетами, ни Интернетом, ничем, — под рукой у них всегда останется томик Чехова или Пушкина. Они так живут.

- Как вы поступаете в ситуации, когда несколько лет подряд один и тот же театр или актер оказывается достойным высшей награды?

- Наша задача (очень приятная, надо сказать) сродни задаче звездочетов: смотреть в небо и фиксировать, когда загорается яркая звезда. Если она зажигается много лет подряд, это тоже надо фиксировать. При этом мы ввели традицию, которую подхватили и другие премии, — при необходимости награждать двух исполнителей, если они оба были лучшими в этом сезоне. Или же наоборот — не награждать никого, если не было ни одной яркой работы. И это справедливо, и театральный мир это понимает.

- Раскроете хоть один секрет грядущей церемонии?

- Нет, не могу (улыбается). Но вести ее будут Нона Гришаева в роли Турандот и Григорий Сиятвинда в образе Отелло, генерала мавританской армии.

СПРАВКА

- «Хрустальная Турандот» — первая театральная премия, учрежденная в 1991 году. Вручается по результатам прошедшего сезона по следующим номинациям: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая сценография», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучший дебют», «Лучший мюзикл». С 2001 года добавилась еще одна, внеконкурсная, номинация — «За вклад в театральное искусство Москвы».

- Борис Беленький — продюсер, режиссер, сценарист, учредитель премии.  

КОММЕНТАРИИ

Алла Демидова, народная артистка РСФСР, обладатель премии 2013 года «За долголетнее и доблестное служение театру»:

- Слава богу, что в номинации «За долголетие и доблестное служение театру» в этом году премия досталась Юрию Любимову. В остальных номинациях я бы отметила в качестве лучшего спектакля «Карамазовых», а за лучшую режиссуру премию я бы дала Константину Богомолову. Актер, достойный премии «Турандот» — Игорь Миркурбанов, который занят в «Карамазовых», — сейчас он по приглашению Марка Захарова репетирует с Богомоловым в «Ленкоме» «Бориса Годунова», играет Отрепьева. Таких актеров, как он или Вырыпаев, мало — умных и нервных. Бывают нервные, эмоциональные, но не умные актеры; бывают наоборот — умные, но холодные и прагматичные.

И на этом фоне в лице Миркурбанова появилась такая хорошая краска. Дай ему бог развиваться! Если говорить про номинацию «Лучшая женская роль», то мне очень нравится Ксения Раппопорт, которая работает у Льва Додина. Если она не получала эту премию, то хорошо бы наконец получить. У меня одна статуэтка «Турандот»; наши театральные премии вообще мало что значат. Если человек получает «Оскара», то это означает, что он моментально начинает много сниматься и получает большие гонорары. У нас же премия — так, на один день искорка мелькнула... Она даже не щекочет тщеславие, потому что ты сам лучше других все про себя знаешь. Это касается не только «Турандот», но и любых премий, даже «Золотой маски». Наверное, их приятно получать в молодости. Но когда ты прошел через многое, то уже знаешь о профессии все, как мудрая черепаха Тортилла.

Борис Поюровский, театральный критик:

- Премию за лучшую мужскую роль я дал бы Василию Бочкареву из Малого театра, за «Мнимого больного» и «Село Степанчиково». Лучшая женская роль второго плана — Татьяна Орлова, Театр Маяковского, спектакль «Бердичев». То, что она сделала в этом спектакле — на уровне того, что могла сделать Раневская. Лучший художник — Сергей Бархин из этого же театра, спектакль «Кант». Номинация «Лучшему пришельцу за вклад в московское театральное искусство» — Анжелика Холина, литовский режиссер-хореограф, Театр Вахтангова. А если бы была номинация «Лучшему новому театру», я дал бы ее студии «Белый шар» в помещении Малой сцены Театра на Таганке. Они поставили «Сашку» и «Пир хищников» — это необыкновенно.

Мария Брусникина, помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова:

- Честно говоря, у меня нет никаких соображений насчет этой премии. Любая премия — это всегда дело вкуса, и «лучший актер», «лучшая актриса» — категории, для меня отсутствующие. Это невозможно определить, так как непонятно, кого с кем сравнивать. Театров и постановок это тоже касается; никогда ни одна премия не являлась для меня мерилом вкуса — ни «Хрустальная Турандот», ни «Золотая маска».

ИТОГИ ВРУЧЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «ХРУСТАЛЬНАЯ ТУРАНДОТ»

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.