Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Запрещена к показу

Общество
Запрещена к показу

[i][b]«Для меня очевидно, – писал художник Иван Крамской, – что после этой картины число преступлений должно уменьшиться, а не увеличиться, потому что кто раз видел в такой высокой шекспировской правде кровавое событие, тот застрахован от пробуждения в человеке зверя».[/b][/i]Эти слова Крамского относятся к картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван», ныне подлинной жемчужине коллекции Третьяковской галереи. И пусть слова эти не нашли подтверждения в будущем – преступлений с того далекого времени не стало меньше, хотя каждый школьник в нашей стране видел эту картину на страницах учебников истории, они в полной мере отражают силу эмоционального воздействия, которое оказало это полотно на современников.Как бы мы сказали сегодня, это была сенсация! Тогда говорили иначе – красиво, хотя и несколько выспренно: картина взбурлила общественность, возмутила сторонников самодержавия, стала вызовом монаршему правлению в России.А началось все весной 1881 года. На одном из московских вечеров слушали новую вещь композитора Римского-Корсакова «Месть». Созваны на премьеру были лишь истинные ценители изящного искусства, и среди них – художник Илья Репин и купец-коллекционер Павел Третьяков. Последний сочинение господина Корсакова принял сдержанно, а вот на художника она произвела сильное впечатление.[i]«Звуки завладели мною, – рассказывал позднее Репин. – Я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под впечатлением этой музыки? И тут я вспомнил о царе Иване... Я работал как завороженный. Минутами мне становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».[/i]На вопрос, почему именно Иван Грозный вспомнился художнику после памятного музыкального вечера, Репин тоже дает ответ. Еще в 1877 году, когда он писал портрет Ивана Забелина, знаменитый археолог и историк рассказал ему об обстоятельствах, которые привели к трагическому столкновению между Иваном IV и его сыном. И страшной развязке – «жезлом в висок».Около пяти лет трудился Репин над «Грозным». Первый карандашный эскиз он сделал сразу по возвращении домой с концерта. Чтобы добиться максимальной правдоподобности – свет, полутона, – художник переставил мебель в своей мастерской, соорудив нечто вроде дворцовых покоев. Вопрос с царственным облачением Репин решил просто: он делал выкройки и эскизы, а его домочадцы вышивали узорный орнамент на сапогах и платьях двух Иванов.Теперь предстояло найти подходящую натуру для царя. С этим вышла закавыка, но как-то на Литовском рынке Репин встретил чернорабочего, черты лица которого совпадали с обликом задуманного Грозного. Репин усадил старика перед собой и быстро написал этюд, легший в основу образа будущего царя. Много позже, когда дело дошло до лица, Репину позировали композитор Павел Бларамберг и художник Григорий Мясоедов.Моделью для царевича явился Всеволод Гаршин, в облике которого было что-то трагическое, какая-то обреченность. Но Гаршин был брюнетом, тогда как царевич Иван в представлении Репина был блондином. Поэтому при окончательной доработке головы царевича Репину позировал художник Владимир Менк.И вот – готово. Репин выставляет «Грозного» на XIII выставке Товарищества передвижников. Сказать, что это спровоцировало скандал, значит не сказать ничего. Мало коллеги оценили картину как несомненный шедевр, молодежь Санкт-Петербурга увидела в ней вызов существующему строю. Стало обычным принесение публичной клятвы перед картиной типа: [i]«Клянусь положить все силы и даже жизнь свою на борьбу с кровавым царским режимом».[/i]Реакция на подобные демарши наступила незамедлительно: официальные чины, воспринимавшие картину как протест против арестов, последовавших после убийства Александра II 1 марта 1881 года, решили запретить картину к публичному показу. Помешало им в этом одно – картина отбыла в Москву к Третьякову, который, что называется, еще «в работе» приобрел полотно для своего собрания.В Первопрестольной «Грозного» ожидал не менее громкий успех. Об этом писал Репину потрясенный увиденным Лев Толстой. Продолжались и клятвы юных революционеров, что побудило соизволить лицезреть творение господина Репина самого обер-прокурора Синода Победоносцева. В своем письме Александру III он отмечал: [i]«Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения… Трудно понять, какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты, и к чему тут Иван Грозный. Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива».[/i]2 апреля 1885 года Третьяков получил с нарочным извещение московского обер-полицмейстера о том, что [i]«Государь Император высочайше повелеть соизволил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими средствами».[/i]Под «домашним арестом» картина пробыла три с половиной месяца, пока художник Алексей Боголюбов, некогда дававший Александру III уроки живописи, не заступился за нее перед царем и не добился монаршего снисхождения. Запрет с картины был снят, и она вновь стала доступной обозрению.Художники писали новые полотна, не менее провокационные, и, казалось, «Ивана Грозного» кисти Репина оставили в покое как юная поросль с ветром в голове, так и представители власти. Но в январе 1913 года случилось страшное. Один из посетителей Третьяковки, иконописец Абрам Балашов, с исступленным криком, выдававшем душевнобольного: «Довольно крови!» – изрезал картину ножом. Три огромные дыры зияли на холсте.Над восстановлением картины трудились и сам Илья Репин, и попечитель Третьяковки художник Игорь Грабарь, и реставраторы музея. Итогом их работы стало возвращение картины «к жизни».А потом произошла революция, которой очень нравился «кровавый Грозный» – доказательство бесчеловечности российских самодержцев, и на картину Репина больше никто не покушался... Пока не грянула перестройка, и на классику не посягнули провозвестники нового искусства, отрицающие все, что было прежде. А впрочем, каждая эпоха рождает своих глашатаев. Когда-то им был Илья Репин – до того, как стать классиком.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.