Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Музы танцуют на потолке

Общество
Музы танцуют на потолке

В БОЛЬШОМ театре завершена реставрация исторического плафона «Аполлон и музы».Эта живописная композиция на потолке зрительного зала – такой же символ театра, как и бронзовая квадрига над его колоннадой.Аполлон и летящий хоровод муз, покровительниц разных видов искусства, были написаны в центре потолка над главной люстрой по замыслу архитектора Альберта Кавоса, который восстановил здание театра после страшного пожара 1853 года. Живопись была выполнена под руководством академика Алексея Титова в стиле великих итальянцев Тинторетто и Тьеполо, авторов расписных потолков лучших дворцов Европы.Теперь замыслу Кавоса дали вторую жизнь мастера, руководимые художником-реставратором высшей квалификации Михаилом Чистяковым со стажем работы в 35 лет. Качество реставрации высоко оценила специальная комиссия представителей Минкультуры, Росохранкультуры и Москомнаследия.А в ближайшие дни результаты работ в Большом театре начнет оценивать комиссия ЮНЕСКО. Оценки международных экспертов, по мнению первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, будут очень строгими. Но он уверен, «найти какие-либо дефекты реставрации будет так же трудно, как иголку в стоге сена, поскольку их просто нет».[b]Одну музу подменили[/b]Плафон интересен не только как прекрасная часть интерьера, но и как оригинальное произведение монументальной живописи. Алексей Титов с некоторой вольностью подошел к древнегреческой мифологии. В десяти секторах композиции он вслед за Аполлоном разместил 8 канонических муз, а вместо девятой музы священных гимнов – Полигимнии – поместил музу живописи с палитрой и кистью в руках.Весь хоровод сегодня в первозданном виде: Аполлон с золотой кифарой, муза поэзии Каллиопа с флейтой, муза лирики Евтерпа с книгой и флейтой, муза любовных песен Эрато с лирой, муза трагедии Мельпомена с мечом, комедии Талия с маской, танцев Терпсихора с бубном, муза истории Клио с папирусом, муза астрономии Урания с глобусом…[b]Проект, забытый к счастью[/b]За 150 лет живописная композиция, наклеенная на деревянную акустическую деку, многократно приходила в плачевное состояние из-за копоти свечей, потом газовых рожков главной люстры, из-за влажности и перепадов температур. Вентиляционное отверстие в центре потолка создавало неблагоприятную зону для живописи. Она реставрировалась не менее 6 раз.Могла и вовсе исчезнуть, когда в 1940 году ее решили заменить другой – «Апофеоз искусств народов СССР». В объявленном тогда конкурсе участвовали крупнейшие мастера монументальной живописи Лансере, Фаворский, Вильямс, другие знаковые фигуры. Часть эскизов сохранилась в музее Большого театра.По мнению директора музея Лидии Хариной, одни эскизы напоминают потолки станции метро «Маяковская», другие – фонтан «Дружба народов» на ВДНХ. Есть изображение с пятиконечной звездой в центре, предложенное известным театральным художником Федором Федоровским. Но, к счастью, новый проект, несмотря на все его очевидные политические достоинства, не был реализован. Началась война, и власти от него отказались.Зато дух классического театра оперы и балета был сохранен и исторический плафон остался таким, каким был.[b]На потолке – не на мольберте[/b]– Восстанавливать живопись на потолке, – поделился с «ВМ» руководитель реставраторов Михаил Чистяков, – это не только тонкое искусство, но и тяжелая физическая работа.Одно дело писать за мольбертом, совсем другое – работать, подняв голову и руки. Накапливается усталость – невозможно, хотя бы на короткое время, не расслабиться. А мы работали по 10 часов в сутки. Представляем, как зимой 1941–1942 годов здесь на лесах трудились выдающиеся реставраторы Павел Корин и Сергей Чураков.При бомбардировках им по нескольку раз приходилось спускаться в подвал и опять подниматься вверх. Такой сложный путь заменял им зарядку. В тех трудных условиях они расчистили и спасли первоначальную живопись.В последний раз плафон реставрировали в 1975 году. За более чем 30 лет он сильно обветшал, холст пошел волнами, куски его были приклеены папиросной бумагой.– Мы год изучали состояние живописи, – рассказал нам Чистяков, – а потом 9 месяцев ее восстанавливали сантиметр за сантиметром, возобновляли утраченные фрагменты, заодно ликвидировали трещины в деке, между прочим, в некоторые свободно проходила рука.Реставрированные изображения покрыли несколькими слоями защитного лака, а для придания холсту влагостойкости нанесли финишный слой с добавлением воска.– И надолго это?– На 50–70 лет. Такой срок можно гарантировать, потому что в театре теперь создан оптимальный температурно-влажностный режим. Историческое здание пережило все стадии технического прогресса. Сначала было печное отопление, потом паровое, после революции не хватало дров, в годы войны – угля. А ныне театр оснащен самыми современными системами кондиционирования, он стал, как сейчас говорят, умным зданием.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.