Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Время гудит: 50 лет исполнилось с начала строительства Байкало-Амурской магистрали

Общество
Время гудит: 50 лет исполнилось с начала строительства Байкало-Амурской магистрали
Фото: Shutterstock

На строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд. Случилось это 27 апреля 1974 года, пятьдесят лет назад.

БАМ — самый дорогой инфраструктурный проект в истории СССР. Длина магистрали от Тайшета до Тихого океана — 4,5 тысячи км. Железная дорога прошла через горные хребты в условиях вечной мерзлоты.

Огромная, от океана до океана, страна нуждается в развитой инфраструктуре, иначе рассыплется на части. Это понимали при царе, когда был сооружен Транссиб, огибающий Байкал с юга. Его минус — близость границы. В 1930-е годы был принят план строительства дороги, которая огибает Байкал с севера, создан БАМлаг, но помешала война. В 1970-е годы на Дальнем Востоке были найдены богатые месторождения, и к проекту вернулись.

Основной этап строительства занял 12 лет. Вершина инженерного искусства — самый длинный в России Северомуйский тоннель в 16 км. На стройке работали комсомольские отряды со всей страны, можно было заработать приличные деньги (материальное благополучие в позднем СССР уже не считалось недостатком). Вокруг БАМа сложилась особая субкультура, в том числе песенная — «Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ!». Но сказать, какая часть молодежи была искренне очарована величием замысла последнего советского мегапроекта, сегодня невозможно.

Запуск БАМа совпал с экономическим кризисом. В эпоху перестройки ее прорабы обрушились на руководство СССР с обвинениями в расточительстве и гигантизме. Особо усердствовал Егор Гайдар, утверждая, что дорогу построили, а возить по ней нечего. Да, в 1990-е грузопоток упал в два раза. Население столицы БАМа Тынды снизилось, поселки вокруг зачахли, промышленные проекты заглохли.

Руководил комсомольским штабом на БАМе секретарь ЦК ВЛКСМ Дмитрий Филиппов. Его судьба — трагический символ эпохи. В талантливом руководителе, который выполнил сложнейший проект, видели будущего премьера страны. После роспуска комсомола в 1990-е он создал в Санкт-Петербурге налоговую полицию и был взорван в подъезде.

Вопреки прогнозам прорабов перестройки, БАМ переживает вторую молодость. Строятся боковые ветки, идет модернизация, проложен второй Байкальский тоннель.

БАМ — основная магистраль в торговле России и Китая. Идет ускоренное развитие Дальнего Востока. О важности магистрали говорил президент Путин. БАМ пропускает полсотни составов в сутки. Так что слова «колеса диктуют вагонные» вновь актуальны…

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.