Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Кухня

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Водолазка

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Молний хватит на всех

Общество

В эти выходные звездное небо стало куда ближе москвичам.После многолетней реконструкции открылся наконец Московский планетарий.В храме астрономии побывала корреспондент «Вечерки».«Восток» вернулся на родину– 17 лет все ждали этого момента. Думаю, что мы сделали планетарий самым лучшим в нашей стране и одним из лучших в мире, – отметил на церемонии открытия Андрей Бордунов, генеральный директор ОАО «Управляющая компания «Покровские ворота».Гендиректор уверен, что планетарий будет интересен не только детям, но и взрослым. Ведь здесь собрано самое современное оборудование. Одних только слаботочных систем для его функционирования заложено более 150 км. Последние 10 дней перед открытием проходили технические запуски, и он не видел ни одного взрослого, которому было бы скучно.На свой второй день рождения планетарий получил подарок: в экспозицию передали спускаемый аппарат космического корабля «Восток 3КА-2».– Возвращаем на родину этот бесценный экспонат, – порадовал Евгений Юрченко, председатель Инвестиционного фонда им. А. С. Попова. – Достояние нашей космической программы должно находиться на российской земле.«Восток 3КА-2» был выставлен на аукционе «Сотбис», и фонду удалось его выкупить. Именно в этом спускаемом аппарате стартовали 23 марта 1961 г. собака Звездочка и Иван Иваныч – точная копия первого космонавта. За 113 минут они облетели вокруг Земли. Кстати, Звездочка – москвичка, дворняжка, пойманная на Арбате. Имя ей придумал именно Юрий Гагарин.80 кг живого весаПервыми гостями планетария стали ребята из детских домов и московских школ. Мальчишки и девчонки с горящими глазами обступили огромный стеклянный шар. Внутри него бьют молнии, и, если поднести руку к поверхности, можно «вызвать огонь на себя». Не удивительно, что экскурсоводу все время приходится предотвращать возможные ссоры.– Молнии друг у друга не отбирайте, – предупреждает Александр Яровитчук. – На всех хватит.И тут же переходит к другому чудоэкспонату – весам, с помощью которых можно узнать, сколько ты весишь на разных планетах. Оказалось, что на Марсе пятиклассница Юля весит всего 10 кг, а на Юпитере – все 80.– Так ведь Юпитер какой большой! Поэтому весишь столько, – объясняет Александр. – А теперь посмотрим, как образуется торнадо.По периметру аппарата расположены металлические стойки с отверстиями, из которых дует воздух. По центру поднимается пар. Ветер дует, и пар закручивается в безобидный торнадо.– На самом деле процесс формирования торнадо немного другой, – рассказывает Александр. – Конечно, там нет трубок с дырочками. Но так мы с вами можем его наглядно увидеть.Трогать разрешаетсяТем временем дети на другом этаже разглядывают метеориты.– Метеориты – это осколки астероидов, более крупных небесных тел, – объясняет экскурсовод. – Ежедневно около 100 тонн вещества сталкивается с Землей. Большая его часть сгорает в нашей атмосфере, и лишь незначительная попадает на поверхность. Эту коллекцию можно потрогать руками.Кто же от такого предложения откажется? Десяток рук тянется к небесным осколкам.– А сколько весит самый крупный? – интересуюсь я.– 125 кг, – мне отвечает не экскурсовод, а школьница.– Откуда такие познания? – удив ляюсь я.– Да там на компьютере все написано.Марсоход поводили, космическую ракету запустили, попрыгали на Луне, сделали песочные кратеры и многое другое успели школьники в межгалактическом путешествии по разным зонам планетария: по интерактивному музею «Лунариум», музею Урании, 4D-кинотеатру и Большому звездному залу.Кстати, один из экспонатов музея, что мне было особенно приятно, – газета «Вечерняя Москва» за 12 апреля 2001 г.На первой полосе – статья, посвященная 40-летию полета человека в космос.Астрономы – хорошие люди– Дорогие друзья, приветствую вас в Большом звездном зале планетария, – начинает рассказ научный директор, лектор планетария с 1979 г., Фаина Рублева.– Чтобы совершить космическое путешествие, откиньте спинки кресел.День сменяется ночью. На куполе, как 17 лет назад, вновь зажигаются звезды.– Подмосковным вечером можно наблюдать на небе около 2000 звезд, – доносится голос лектора, – а здесь сейчас 4500 звезд – как если бы мы находились высоко в горах.В Большом звездном зале установлен проектор звездного неба «Универсариум М9». Он способен показывать более 9000 мерцающих светил. Аппарат позволяет сымитировать звездное небо и астрономические явления за целых 10 тыс. лет.В паре с «Универсариумом» работает и полнокупольная цифровая проекционная система. Программы звездного зала проецируются на самый большой в Европе купол-экран. Его диаметр – 25 м, площадь – 1000 кв. м.На открытие в планетарий пригласили и старейших кружковцев, и ученых.– Мне 77 лет, и значительная часть моей жизни связана с планетарием, – рассказала Галина Любарская. – В 1948 г. я училась в 8-м классе и услышала, что планетарий снова набирает кружковцев. Мой первый телескоп был очень маленьким, всего 5 дюймов. В кружках планетария занимались 500 человек. Не все стали астрономами, но все выросли хорошими людьми.– Почти половина ученого совета нынешнего планетария – это кружковцы, – объясняет Сергей Ламзин, заместитель директора Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ.Досье «ВМ»1928 г. – заложен первый камень в фундамент планетария ; 1929 г. – открыт 1-й в СССР и 13-й в мире планетарий; 1934 г. – в планетарии появился первый астрономический кружок; 1934–1938 гг. – работает Стратосферный комитет; ученые занимаются проблемами реактивного движения; 1941–1945 гг. – планетарий работает всю войну и лишь однажды закрывается на 2 месяца; 1947 г. – открыты обсерватория и астроплощадка; 1960–1975 гг. – проводятся занятия по астронавигации с космонавтами; 1994 г. – планетарий закрывают на капитальный ремонт; 2011 г. – «Звездный дом» снова встречает гостей.КстатиОбщая сумма затрат на реконструкцию планетария составила 4,125 млрд руб.Из них 1,8 млрд руб. пошли на выкуп городом имущества ОАО «Московский планетарий». Порядка 900 млн руб.было потрачено на оснащение, а оставшаяся часть суммы – на строительные работы. После реконструкции площадь планетария увеличилась с 3000 до 17 000 кв. м. Чтобы сохранить историческое здание, купол подняли на 6 м.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

• 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться